Политическая свобода выбора: права и ограничения

Byadmin

Политическая свобода выбора: права и ограничения

Денисенко Анна Сергеевна,

студентка 5 курса отделения славянской и западноевропейской филологии факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА ВЫБОРА:

ПРАВА И ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ

Опыт учит тому, что свобода особенно нуждается
в защите, когда правительство устремляется
к благотворным целям. Для людей, свободных от
рождения, естественна бдительность к покушениям
на их свободы со стороны злонамеренных правителей.
Но для свободы опаснее скрытые посягательства
со стороны людей усердных, благонамеренных,
но лишенных понимания.
Судья Луис Брандис, процесс «Олмстед против
Соединенных Штатов Америки», 277 U.S. 479 (1928)

 

Свободу часто понимают статически, между тем как понимать ее нужно динамически. Существует судьба свободы в мире, экзистенциальная диалектика свободы в мире. Свобода может переходить в свою противоположность. Рабство может быть порождением ложно направленной свободы. Наиболее общее определение свободы, обнимающее все частные определения, заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа. Духовное начало в человеке есть истинная свобода, а отрицание духа, додуманное до конца, – неизбежно есть отрицание свободы.

Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Свобода как выбор и свобода как творческий акт есть основное различие свобод. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира.

Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека при помощи принуждения или агрессии.

В определении политической свободы выделяют два аспекта. Первый — негативный — свобода от принуждения и давления государства по отношению к человеку, и второй — позитивный — цель предоставления свободы (для чего? к чему?). В последнем смысле, политическая свобода представляется как возможность раскрытия потенциала личности во взаимоотношениях между индивидом, слоями общества и государством.

Исследованию проблемы свободы была посвящена практически вся история человеческой мысли. Рассмотрение свободы в политическом аспекте начинается еще в античности в связи с вопросами управления полиса гражданином. Идеал свободы античной демократии — разделении власти между всеми гражданами. Человек тем свободнее, чем больше времени он уделяет вопросам управления страной. Сущностью свободы — подчинение закону, а не господину.

С точки зрения христианской концепции, свобода человека тождественна равенству, а выдвинутый постулат гласит о «конечности» и ограниченности любой земной власти. «Можно сказать, что существование Бога есть Хартия вольностей человека, есть внутреннее его оправдание в борьбе с природой и обществом за свободу» отметил Н.Бердяев.

Мыслители эпохи Возрождения и Реформации обращают внимание на индивидуальные аспекты свободы индивида, выдвигая на первый план человека, а затем уже Бога. Подчеркивается особая важность человеческой деятельности, равенство всех людей. Гарантии равенства, справедливости, а также свободы личности виделись в издании и соблюдении законов, «согласующихся с естеством человека».

Начиная с Нового времени, свобода становится одной из главных идей и ценностей общества. Сущность политической свободы рассматривается в русле договорных и естественно-правовых концепций.

В своих работах Т. Гоббс и Дж. Локк акцентируют внимание на проблеме «отчуждения» абсолютной свободы человека, которой он обладает в естественном состоянии, в пользу верховной власти в результате общественного договора. Естественное право Гоббс связывает с понятием абсолютной свободы, которая «есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению и разумению, является наиболее подходящим для этого средством». Естественные права означают в таком случае абсолютную свободу каждого индивида делать все, что необходимо ему, невзирая ни на кого другого. В трудах Гоббса концепт «Свобода» вступает в отношения с концептом «Война»: свобода как абсолютный принцип естественного состояния сама же себя отрицает в постоянной «войне всех против всех», требуя своего ограничения в интересах мира и безопасности как общества, так и самого человека.

В противоположность Гоббсу, Локк делает акцент на «абсолютной свободе акта согласия» большинства, объединяющегося в государство. Происходит ограничение свободы всех свободой большинства. Человек «отчуждает» часть своей свободы государству, а в обмен получает гарантированные гражданские права и свободы. Свобода людей «под властью правительства» заключается в том, чтобы иметь постоянное правило жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем. Это «свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека». «Неотчуждаемые права» человека и разделение властей являются «границами» любой политической власти и гарантиями свободы. Локка не случайно называют основоположником либерализма. Многие его идеи легли в основу либеральных концепций свободы.

В эпоху Просвещения. Ш. Монтескье выделял два аспекта политической свободы: в ее отношении к государственному строю и к отдельной личности. При этом необходимо учитывать оба аспекта. Как отмечал Монтескье, может случиться, что и при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражданина строй нельзя будет назвать свободным. Следовательно, разделение и взаимное сдерживание властей являются главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Лишь при соблюдении этих условий возможен такой «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет».

Принятая в 1789 году во Франции Декларация прав человека и гражданина, что люди рождаются и остаются свободными и равноправными, а общественные различия могут иметь место лишь в случае их полезности для всех. Свобода в ней определялась как «возможность делать все, что не вредит другому». Пользование каждого человека своими правами не должно встречать иных границ кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами. Границы эти могут быть определены только законом.

Эпоха буржуазных революций принесла не только изменения общественного строя, но и революцию в понятиях. Свобода из сферы моральной философии переместилась в область политического.

Б. Констан вскрывает противоположность понятий «свободы древних» и свободы современного человека, отмечая, что идеал свободы современного европейца — это личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Античный человек, согласно Констану, считал себя тем более свободным, чем больше времени и сил он посвящал осуществлению своих политических прав. Он подчеркивает, что «политическая свобода есть самое мощное, самое решительное средство совершенствования, ниспосланное нам небесами». Политическая свобода выносит на изучение и рассмотрение граждан их самые заветные интересы, развивает разум, облагораживает мысли, «устанавливает между всеми людьми своего рода интеллектуальное равенство, составляющее славу и могущество народа». Нация возвышается при появлении в ней первого же института, делающего возможным регулярное осуществление политической свободы. Люди из любых классов и профессий, покидая сферу привычных занятий, поднимаются на уровень важных обязанностей, доверенных им конституцией: «здраво делать выбор, энергично сопротивляться, разоблачать хитрости, не бояться угроз, благородно противиться соблазнам».

К XIX веку идея политической свободы становится центральной в идеологии либеральной мысли, поддерживаемой различными общественными группами, но, в основном, выражая интересы класса буржуазии. Однако единства в понимании сущности свободы человека как гражданина, члена государства, ее места и гарантий нет даже внутри самого либерализма. Особо остро это проявилось в вопросах роли частной собственности как основы свободы общества, проблемах взаимоотношения равенства и свободы, сущности и значении государства.

Прежде всего, можно выделить так называемые «позитивные» и «негативные» концепции, различающиеся в понимании сущности свободы, её значения для человека, роли государства и отношения к нему. Сторонники негативного подхода подчёркивают необходимость настороженно относиться к власти других и, прежде всего, государственной власти (И.Бёрлин, Ст. Холмс, Дж. Шкляр и др.). Наиболее важным для них выступает проблема ограничения сферы личной свободы человека, его безопасности от какого бы то ни было вмешательства и принуждения. Для них свобода означает «свободу от…», свободу от насилия, принуждения, жестокости, диктата со стороны государства и других людей.

Позитивная свобода понимается как «свобода для…», «свобода к чему». Но тут же мы сталкиваемся с отсутствием однозначного определения того, что такое позитивная свобода. Индивидуалистическое понимание свободы, как защита личности, неприкосновенность собственности и т.п. разночтений не вызывает. В отличие от вопроса — для чего собственно человеку так необходима свобода. Это, в частности, отражено в различии двух понятий свободы в английском языке, лежащем в основе двух концепций свободы: «liberty» — как ограничение принуждения, освобождение и «freedom» — прежде всего, как свобода выбора. В самом общем виде положительную свободу можно определить как возможность самосовершенствования, саморазвития личности, раскрытие внутреннего потенциала, творческих способностей. С другой стороны, понятия позитивной и негативной свободы связывают с такими категориями, как внутренняя и внешняя свобода.

Так, рассмотрение свободы в качестве фактического и правового положения человека в обществе и государстве предполагает выделение, по крайней мере, трех форм и уровней ее осуществления. На первом уровне свобода проявляется как внутренняя характеристика личности, имманентно присущее человеческой личности свойство, отличающее ее от других живых существ. Это свобода воли, лежащая в основе формирования социальной саморегуляции. С наличием свободы воли связывают юридические качества лица как субъекта права, члена гражданского общества: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Второй уровень и, соответственно, следующий аспект свободы как «генетической основы самоуправленческих начал в обществе» характеризует свободу с точки зрения состояния, положения человека в обществе. На этом уровне индивид не только осознает человеческую «самость», становится владельцем своей жизни и собственной человеческой личности, но и противопоставляет себя социальной среде, коллективу, обществу в целом, строит с ними отношения на определенных принципах. Данный аспект свободы характеризуется как освобождение личности от ограничений и насилия (в форме экономического или политического принуждения, национального угнетения, дискриминации и т.д.). Происходит закрепление статуса индивида как гражданина. Это так называемый негативный, «отрицательный» уровень свободы – «свобода от…».

Третий уровень свободы личности как основы самоорганизации населения и взаимоотношений человека, общества и государства отражает свободу как деятельную характеристику личности. Человек выступает не только как самостоятельная, независимая личность, но как деятельный субъект. Свобода предполагает здесь широкие возможности для выбора различных вариантов активного поведения, для преобразующей деятельности личности. Это позитивная свобода, «свобода на…». Она раскрывается через конкретные права и свободы, правовые стимулы.

Таким образом, можно говорить о выражении противоположных подходов по отношению к одному понятию: с развитием политической мысли формируются противоположные характеристики свободы. С одной стороны, утверждается, что свобода приносится «в жертву» государственной власти, полностью отчуждаясь от человека и «обмениваясь» на гарантии безопасности. С другой — подчеркивается, что свобода только и может утвердиться и реализоваться в условиях государства, основанного на законе и разделении властей как средстве контроля за властью, государство же, собственно, и призвано обеспечить защиту свободы, которая не может быть кому-либо отчуждена или передана. Выделяются два аспекта политической свободы: в ее отношении к государственному строю и в ее отношении к отдельной личности. С одной стороны, политическая свобода предстает как «постоянное и деятельное» участие в коллективном осуществлении власти, с другой, — как возможность пользоваться личной независимостью, для чего собственно и провозглашается необходимость представительной формы правления. Говоря другими словами, с одной стороны, человек признается тем более свободным, чем больше времени и сил он посвящает осуществлению своих политических прав, а с другой, — чем больше времени осуществление политических прав оставляет для его частных интересов.

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т.е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.).

Одной из основ конституционного строя в Российской Федерации, является закреплённое в Конституции признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. За государством закрепляется обязанность — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Именно в Конституции России закрепляется множество политических прав и свобод человека: право на участие в управлении государственными и общественными делами, на равный доступ к государственным и общественным должностям; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; право на участие в мирных собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетированиях; гарантия свободы совести, свободы вероисповедания и т. д.

Свобода мысли и слова закрепляется в ст. 29 Конституции РФ в качестве одной из основных конституционных свобод любого человека на территории РФ.

Свобода мысли — это: во-первых, создание такого климата в обществе, который исключает давление на личность, ее сознание, образ жизни; во-вторых, свобода ее выражения; в-третьих, недопустимость использования психотропных средств воздействия на сознание человека.

Свобода слова — это свобода публично, т.е. в присутствии других лиц, излагать свои взгляды на что угодно. Свобода слова может проявляться в обиходном или деловом общении людей, в пропаганде и агитации, т.е. посредством целенаправленного и публичного проповедования своих взглядов, в том числе политических, религиозных и др. Статья 29 Конституции РФ содержит и ограничения свободы слова: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В ч.3 ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность и, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями. Они касаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Конституционное закрепление политических прав и свобод — важная предпосылка, условие свободной политической деятельности человека, социальных общностей людей. Но это лишь одна, хотя и важная сторона деятельности человеческих субъектов. Ведь между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «дистанция огромного размера». Человек должен быть готов к осуществлению этих прав и свобод, он обязан быть политически культурным. Поэтому следует отметить необходимость формирования у человека культуры свободы, то есть культуры политического выбора.

Свобода политическая является содержанием политических прав и свобод, признанных государственной властью и закрепленных в правовых нормах. В правовом обществе может существовать только правовая свобода. Не обеспеченная правом, не гарантированная законом свобода может обернуться своей противоположностью. Свобода без права — это произвол, тирания, насилие.

Свобода политическая — это возможность самообновления, самопреобразования общества. Это отрицание целесообразности прошлых форм политической жизни, государственных институтов, идеологии во имя общегуманистических целей, осуществляемое в соответствии с внутренним самоопределением личности.

 

Использованная литература:

  1. Басенко Н.А. Свобода политическая // Политология. Краткий энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону — Москва, 1997
  2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 2000
  3. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. В: Противоречия свободы. Париж: YMCA-Press, 1949.
  4. Вильямса Б. Конфликт ценностей. В: Идея свободы. Издание А. Райан. Oxford: Oxford Univ. Пресс, 1979.
  5. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998
  6. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: Наша позиция / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. — 356 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).
  7. Эктон Д. Очерки становления свободы. Оп.: Лондон, 1992. Пер. Юр. Колкера. Overseas Publications International Ltd, London, 1992.

Интернет-источники:

  1. http://ru.wikipedia.org — Свобода слова в России.
  2. http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=85&r=34 — Политические права и свободы.
  3. http://allstatepravo.ru/mpkp/mkp2/80-kons252.html — Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ
  4. http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php?st=602 – свобода политическая

Об авторе

admin administrator