Сущность и методы лингвистической экспертизы в делах о защите деловой репутации

Byadmin

Сущность и методы лингвистической экспертизы в делах о защите деловой репутации

Лагконов Алихан Анатольевич,
студент 2 курса специальности «Юриспруденция» НОУ ВПО «Владикавказский институт управления»,
(г. Владикавказ, РСО-Алания, Россия)

 

СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ДЕЛАХ О ЗАЩИТЕ  ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Актуальность данной темы на сегодняшний день неоспорима. Так как в нашей стране не развиты институты демократии и гражданского общества,  основанные на уважении к личности, некоторые граждане считают обычным делом оскорблять, унижать другого человека в порыве негативных эмоций или же намеренно.

Подобное поведение, как правило, не встречает активного осуждения в обществе. Считается, что человека в порыве эмоций можно оклеветать, оскорбить, унизить, а потом об этом забыть.

Оскорбление человека в любой форме достойно отрицательной оценки, поскольку это недопустимо ни при каких обстоятельствах. И потому, не теряя веру в справедливость, которую возможно восстановить с помощью правосудия, люди обращаются в суд с заявлениями по факту посягательства на их честь, достоинство, так как не все могут мириться с таким положением дел в обществе. Их нравственные принципы не позволяют спокойно воспринимать высказанные в их адрес оскорбления, порочащие, не соответствующие действительности сведения. Что же касается юридических лиц – организаций – то публикация или иная форма оглашения порочащих сведений может нанести им прямой финансовый ущерб и даже привести к банкротству.

Данная работа посвящена одному из многих неимущественных прав — праву на честь, достоинство и защиту деловой репутации. Целью  работы является рассмотрение сущности  лингвистической экспертизы на примере дела о защите деловой репутации ОАО «Мурманское морское пароходство» от 2 декабря 2004 года.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

− дать понятие чести, достоинства и деловой репутации юридических и физических лиц;

− рассмотреть роль, сущность и методы лингвистической экспертизы в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации.

«Честь» и «достоинство» – понятия, достаточно близкие по своему содержанию, но не равнозначные.

Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Честь определяется как общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств человека. Достоинство определяется как внутренняя самооценка личности, собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. То есть, честь и достоинство – это оценка морально-нравственных качеств «снаружи» и «изнутри». Честь выступает в качестве оценки человека его окружающими, мнение о нем со стороны родных, близких, знакомых и коллег. Категория «честь» — это то, что вызывает и поддерживает общее уважение и чувство гордости.  Честь связана с личными достоинствами человека, в основе которых лежат его заслуги перед людьми или перед обществом. А достоинство — это обратная сторона чести, мнение человека о самом себе, его самооценка, внутреннее осознание своих моральных качеств и внешних их проявлений в виде поступков, это потребность человека в одобрении своих поступков самим собой, гордость за свои поступки.

Достоинство — понятие более субъективное. Этим оно отличается от чести — категории объективной. Понятие чести как оценки действий индивида окружающими имеет непосредственное отношение к деловой репутации индивида или организации (физического или юридического лица).

Пункт 1 статей 21 и 23 Конституции РФ гарантируют защиту чести и доброго имени каждому человеку: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»; « Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». В статье 1 Хартии Европейского союза об основных правах закреплено: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Оно подлежит уважению и защите». В статье 12 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., также объявляется недопустимость произвольного вмешательства в личную жизнь любого человека и посягательства на его честь. Все вышеуказанные положения соответствуют статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах и статье 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих право гражданина на защиту от незаконных посягательств на его честь, достоинство и репутацию. Статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации защищается право гражданина требовать, чтобы его репутация складывалась на основе достоверных сведений о его поведении, и чтобы его общественная оценка соответствовала действительности выполняемых им требований закона и морали. В связи с этим статья 152 ГК РФ предоставляет любому гражданину право требования опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, в судебном порядке. Честь и достоинство — важнейшие показатели достойной жизни и свободного развития человека. Утверждение чести и достоинства гражданина — обязанность Российской Федерации как социального государства, обеспечивающая достойную жизнь и свободное развитие человека, исключающая унижение человеческого достоинства и  чести. Субъекты защиты – лица, подлежащие ответственности за распространение порочащих, не соответствующих действительности сведений и лица, имеющие право на соответствующую защиту. Иски о защите чести, достоинства, деловой репутации вправе предъявлять юридические лица и граждане, которые считают, что о них распространены порочащие, не соответствующие действительности сведения.

Физическое или юридическое лицо вправе требовать от редакции средств массовой информации опровержения не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство сведений, распространенных в данных средств массовой информации, в случае, когда распространенные сведения обладают следующими двумя признаками в совокупности:

  • распространенные в средствах массовой информации сведения не соответствующие действительности;
  • распространенные в средствах массовой информации сведения носят порочащий характер.

В случае если редакция средств массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного СМИ. Если порочащие сведения распространены в публикуемой типографическим путем газете, ответчиком по иску выступает тот орган, от имени которого выпускается газета.

Обратим внимание на случаи освобождения СМИ от ответственности за распространение порочащих ложных сведений. Так, согласно статье 57 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция, главный редактор, журналист не несут ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан либо деловую репутацию граждан или организаций, если эти сведения:

  • присутствуют в обязательных сообщениях;
  • содержаться в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
  • являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • содержаться в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию, в соответствии с законом;
  • являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства.

В частности, не признается распространением порочащих сведений освещение, носящее негативный характер, СМИ какого-либо мероприятия. Например, СМИ осветили без анализа и собственных оценок произошедшего достоверный факт выпуска фирмой «Прогресс» некачественной продукции. В данном случае СМИ не будет нести ответственность за распространение порочащих сведений, поскольку СМИ было освещено произошедшее событие, имевшее место в реальной действительности, без сообщения каких-либо сведений, выражающих личное мнение по отношению к произошедшему.

В случаях же, подлежащих судебному рассмотрению, назначается лингвистическая экспертиза текста сообщения, которая производится экспертной группой в соответствии с методикой лингвистики текста. Следует дать определение данному термину. Общепринятым в лингвистике является следующее определение текста: «Текст – это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, … могущее … служить материалом для наблюдения фактов данного языка» [здесь и далее — http://www.rusexpert.ru/index.php?idp=content&id=108]. Традиционно в лингвистике термином «текст» обозначают не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное «речевое произведение» любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги.

Перед экспертом ставятся определённые задачи юридического и лингвистического характера. Остановимся на лингвистической стороне экспертизы.

Как осуществляется лингвистическая экспертиза по делам о защите деловой репутации, нам поможет проиллюстрировать анализ экспертного заключения дело по иску Открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство».

Как следует из текста документа, экспертизу проводит комиссия, состоящая из лингвистив-экспертов, на основании запроса  генерального директора ОАО «Мурманское морское пароходство» А.М. Медведева. Экспертной группе предстоит решить следующие вопросы:

«1) Содержится ли в представленных материалах негативная информация об ОАО «Мурманское морское пароходство». Если содержится, то в каких фразах, словах, словосочетаниях она выражена?

2) Если в представленных материалах имеется негативная информация об ОАО «Мурманское морское пароходство», то в какой форме она выражена: в форме утверждений или оценки, предположения?

3) Если в представленных материалах содержится негативная информация об ОАО «Мурманское морское пароходство», то воспринимается ли эта информация как порочащая деловую репутацию ОАО «Мурманское морское пароходство» как юридического лица?

4) Содержатся ли в представленных материалах утверждения о нарушении ОАО «Мурманское морское пароходство» действующего законодательства или моральных принципов, другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную деятельность, умаляющие деловую репутацию ОАО «Мурманское морское пароходство»? Если содержатся, то в каких фразах, словах, словосочетаниях они выражены?»

Экспертиза, как и любое исследование, начинается с выяснения значения терминов, для того чтобы придать им определенность, исключить неправильное толкование тех или иных слов.

Негативная информация – это такая информация (сведения), которая содержит отрицательные характеристики лица – юридического или физического – с точки зрения здравого смысла, морали или с правовой точки зрения

Понятия «честь», «достоинство» и «репутация», как было сказано выше, определяют близкие между собой нравственные категории. Различие между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств: если имеется в виду объективная оценка человека – речь идет о чести, а если субъективная – о достоинстве. В отношении юридического лица уместно говорить о чести, которая является составляющей деловой репутации этой организации. «Имидж – впечатление, мнение о лице, коллективе, учреждении, создаваемое заинтересованными лицами; индивидуальный стиль, облик, характеризующий лицо, группу лиц, учреждение». (Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. – С-Петербург: 1998, с. 264).

Экспертиза проводилась на основании ксерокопии текста письменного материала граждан Сафронова В.Н. и Зимина В.А., опубликованного в журнале «Финансовый контроль» № 9 (34) 2004 г., и обстоятельств дела, известных специалистам из запроса о проведения лингвистического исследования в объеме изложенного, которые заключаются в следующем:

В Арбитражном суде Мурманской области рассматривалось дело по иску Открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» к гражданам Сафронову В.Н. и Зимину В.А. о защите чести и деловой репутации. Основанием для возбуждения дела стали сведения, содержащиеся в письменном материале, подписанном ответчиками и распространенные ими посредством направления третьему лицу — редакции журнала «Финансовый контроль», которая опубликовала их в одном из своих номеров.

В ходе рассмотрения дела «возникла неопределенность в толковании отдельных слов, фраз, словосочетаний, содержащихся в указанном материале, в связи с чем возникла необходимость в проведении комиссионного лингвистического исследования письменного материала», опубликованного в журнале.

 

Для исследования текста применялись следующие методы:

Метод контент-анализа – (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы текст можно было исследовать на основании одних и тех же критериев – в нашем случае на предмет наличия негативной и порочащей информации для надежного (принцип формализации), а также чтобы интересующие экспертов элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости) – применительно к данной экспертизе следует иметь в виду, насколько часто появляются в тексте слова (лексемы) негативного содержания. Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Основные направления применения контент-анализа:

  • Выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата). Для данной экспертизы – это те события или действия истца, которые имели или не имели место в лдействительности.
  • Определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи). В нашем случае это то, в каких выражениях и оборотах речи описаны действия истца.
  • Выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия). Так как адресатом статьи являются в том числе и клиенты ОАО ММП, то следствием статьи может стать потеря клиентов и всевозможные проверки деятельности предприятия.В применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам, что мы и имеем в данной экспертизе. Система этих понятий (текст, негативная информация и др.) играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Что же касается заявленного семантико-синтаксического метода, то это определение применяется сегодня, главным образом, к методам исследования текста при помощи искусственного интеллекта (компьютерным методикам). Так как в экспертном заключении не содержится упоминания о том, что рассматриваемый текст  был подвергнут компьютерному анализу, то скорее всего имеется в виду анализ семантики входящих в него слов и синтаксических конструкций.

Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел языкознания, изучающий значение единиц языка.

Лингвостилистический анализ текста – это его рассмотрение с точки зрения принадлежности тому или иному функциональному или экспрессивному стилю.

По мнению экспертов, в данном фрагменте содержатся две словесные конструкции, несущие негативную информацию, относящуюся к ОАО «Мурманское морское пароходство» (ОАОММП) как юридическому лицу:

(1) В силу узкой специализации предприятия основным заказчиком услуг и ремонтных работ является ОАО ММП, которое фактически осуществляет диктат в политике ценообразования.

Согласно толковому словарю, «Диктат – требование, условие, предъявляемое сильной стороной и навязываемое слабой стороне для безусловного исполнения». (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2003, С.166). «Ценообразование – Процесс формирования цен и система цен в целом». Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2003,С.873. Таким образом, заключают эксперты, словосочетание означает следующее:

«ОАО «ММП», используя свое доминирующее положение в качестве заказчика ремонтных услуг, устанавливает для монопольные цены на судоремонтные работы. Монопольные цены обеспечивают производителю-монополисту сверхприбыль или используются для борьбы за рынки сбыта, например с помощь искусственного снижения цены (демпинга)». И далее: «Установление контроля над деятельностью конкурентов, злоупотребление господствующим (доминирующим) положением на рынке услуг в условиях рыночной экономики рассматриваются как нарушения юридическим лицом цивилизованных норм и правил конкуренции, то есть как формы недобросовестной конкуренции».

 

(2)… Мурманское морское пароходство искусственно создаёт кризисную ситуацию, целью которой является банкротство федерального предприятия

«Банкротство – 1. Несостоятельность, сопровождающаяся прекращением платежей по долговым обязательствам». Словесная конструкция (2) в контексте статьи содержит негативную информацию о том, что ОАО «ММП» производит целенаправленные (преднамеренные) действия для банкротства ФГУП «Атомфлот» посредством увеличения его неплатежеспособности. Банкротство – финансовая несостоятельность предприятия, его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг. Процедура банкротства осуществляется в соответствии с правилами, установленными законодательно,» — констатируют эксперты.

(3) В данном фрагменте содержится две словесные конструкции (3) и (4), содержащие негативные сведения, относящиеся к ОАО «ММП».

(3)Как утверждают авторы обращения, опубликованного в журнале, ОАО ММП заключило договоры на судоремонт и услуги с ФГУП „Атомфлот“, в которых были установлены крайне выгодные для пароходства, но убыточные для предприятия «Атомфлот» цены, при этом установление демпинговых цен не было как-либо обосновано экономически.

Демпинг означает продажу товаров по сниженным ценам с целью захвата рынков сбыта или избавления от товарных излишков. Демпинговые цены используются как средство конкурентной борьбы, опрос в том, является ли это средство борьбы законным или противоречит антимонопольному законодательству РФ.

Эксперты используют трактовку экономических терминов, данную в след. Словарях: 1) Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Толкование 4000 терминов: Словарь. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999, с.172. 2)Рыночная экономика: Словарь./ Под общей редакцией Г.Я. Кипермана. – 2-е изд., доп. – М.: Республика, 1995.

Таким образом, экспертная группа на основании контент-анализа приходит к заключению, что информация, содержащаяся в опубликованном материале, является негативной. Теперь экспертам предстоит выяснить, является ли она порочащей деловую репутацию юридического лица, так как не всякая негативная информация, как было сказано выше, может служить основанием для привлечения к ответственности.

Для того, чтобы квалифицировать приведенные высказывания как порочащие деловую репутацию, необходимо выяснить, к какому роду (модальности) они относятся.

Информационное высказывание в тексте может быть выражено в форме утверждения, мнения, оценки или предположения.

Под термином «высказывание» понимаем завершенное суждение, выражающее законченную мысль. Утверждение – это мысль,  которая в утвердительной форме выдвигает чью-либо точку зрения. Утверждения могут быть истинными или ложными. Утверждения могут делаться о фактах, событиях или констатации фактов (например, известно, точно, доподлинно, без сомнения, фактически и т. п.).

Исключение составляют отдельные разновидности вопросительного предложения, риторического вопроса — который под видом вопроса «маскирует» утверждение, поэтому не требует ответа.

Мнение о фактах, событиях, лицах в отличие от высказывания о фактах, в отличие от утверждения, предполагает явное указание на носителя мнения (например, по моему мнению, я считаю, я полагаю). Если такие маркеры отсутствуют, то адресат текста  имеет дело с утверждением, а не с мнением.

Мнение, в отличие от утверждения, не может быть истинным или ложным,  оно может подтверждаться или не подтверждаться фактами. Мнение может формироваться на основе фактов или же быть предвзятым. В высказывания-мнения могут быть вставлены (обычно скрытые) утверждения о фактах.

Предположение, в отличие от утверждения о факте, содержит выражение неуверенности, сомнение в вероятности того или иного события (может быть, вероятно, по-видимому, как представляется, думается и т. п.). Предположение, по сути, является одной из форм выражения мнения, когда автор текста хочет подчеркнуть предварительный характер высказываемых доводов или собственную неуверенность в их достоверности.

Оценка фактов, событий, лиц. Выражение оценки распознается в тексте по наличию определенных оценочных слов, в значении которых можно выделить элементы «хороший / плохой» или их разновидности –  добрый, злой и др.. При наличии положительной оценки (элемент «хороший» и его конкретные разновидности) может идти речь о позитивной информации. При наличии отрицательной оценки (элемент «плохой» и его конкретные разновидности) можно вести речь о негативной информации.

Негативная информация может быть фактологической (о поступках, обстоятельствах деятельности людей или событиях) или оценочной (содержать субъективное мнение, основанное на какой-либо системе ценностей, действующей в какой-либо картине мира – индивидуальной или групповой).

Эксперты констатируют: «Информация дана в форме утверждения о нарушении ОАО «ММП» цивилизованных норм и принципов, регламентирующих конкуренцию и монополистическую деятельность на рынке транспортных услуг Северного морского пути, так как искусственное снижение платежеспособности государственного предприятия и его банкротство с целью приватизации (передачи в частную собственность) не отвечает целям всех законодательно установленных процедур, связанных с банкротством».

Действительно, в анализируемом фрагменте говорится:

«ОАО ММП заключило договора на судоремонт и услуги с ФГУП „Атомфлот“, в которых были установлены крайне выгодные для пароходства, но убыточные для предприятия цены, при этом установление демпинговых цен не было как-либо обосновано экономически. ОАО ММП требовало от планово-экономической службы ФГУП „Атомфлот“ предоставления подробной раскладки себестоимости и без объяснений причин урезало планируемые цены. ОАО ММП в настоящее время декларирует свою обязанность выбирать на свободном рынке конкурентоспособное предприятие с ценами на судоремонтные работы ниже, чем установлены на ФГУП „Атомфлот“, однако не было ни одного случая, когда был бы устроен тендер по всем правилам. Наше предприятие (имеется в виду ФГУП „Атомфлот“ – А.Л.) никогда не приглашалось на заседание тендерной комиссии, и практически мы даже не знаем предлагаемых рыночных цен на общий судоремонт и другие услуги. ОАО ММП необоснованно декларирует и обманывает общественность, объявляя, что у нас завышенные, неконкурентоспособные цены».

Словесная конструкция (3) в контексте статьи содержит негативную информацию о том, что ОАО «ММП» заключало заведомо невыгодные (кабальные) для контрагента договора, устанавливая для ФГУП «Атомфлот» необоснованно заниженные цены на судоремонтные работы. Информация, неразрывно связанная с утверждением о заведомой невыгодности для контрагентов договоров (кабальности сделок), негативно характеризует хозяйственную деятельность любого юридического лица. Утверждения о необоснованном установлении демпинговых цен также негативно характеризуют производственно-хозяйственную деятельность ОАО «ММП», так как демпинговые цены, как это видно из содержания статьи, используются данным юридическим лицом для увеличения неплатежеспособности государственного предприятия с целью его банкротства и передачи в частную собственность.

На основании комплексного анализа группа экспертов пришла к следующим выводам:

1) В тексте публикации действительно содержится негативная информация.

2) Данная негативная информация об ОАО «Мурманское морское пароходство» выражена в форме следующих утверждений:

— используя доминирующее положение в качестве заказчика услуг ОАО «ММП» устанавливает для ФГУП «Атомфлот» монопольные цены на судоремонтные работы – словесные конструкции (1), (3);

— производит преднамеренные действия, направленные на банкротство ФГУП «Атомфлот» посредством увеличения его неплатежеспособности – словесные конструкции (2), (5).

— безосновательно распространяет сведения о завышенных, неконкурентноспособных ценах на услуги ФГУП «Атомфлот» — словесная конструкция (4).

3) В тексте содержатся негативные сведения о нарушении юридическим лицом ОАО «Мурманское морское пароходство» действующего законодательства, а также обычаев делового оборота и принципов деловой этики.

4) Рассматриваемые сведения, их совокупность могут считаться порочащими, чернящими деловую репутацию ОАО «Мурманское морское пароходство» как юридического лица (при условии их несоответствия действительности).

Из данного заключения следует:   негативная информация об ОАО «Мурманское морское пароходство» выражена в форме  следующих утверждений:

(1) В силу узкой специализации предприятия основным заказчиком услуг и ремонтных работ является ОАО ММП, которое фактически осуществляет диктат в политике ценообразования

(2) … Мурманское морское пароходство искусственно создаёт кризисную ситуацию, целью которой является банкротство федерального предприятия.

(3) ОАО ММП заключило договора на судоремонт и услуги с ФГУП „Атомфлот“, в которых были установлены крайне выгодные для пароходства, но убыточные для предприятия цены, при этом установление демпинговых цен не было как-либо обосновано экономически.

(4) ОАО ММП необоснованно декларирует и обманывает общественность, объявляя, что у ФГУП „Атомфлот“ завышенные, неконкурентоспособные цены

(5) ОАО ММП привело ФГУП „Атомфлот“к полному банкротству.

 

в этих материалах содержится негативная информация, умаляющая деловую репутацию и очерняющяя ОАО «ММП» как юридическое лицо.

Деятельность эксперта в таких тонких вопросах   требует от него, помимо специальных познаний в языкознании и языковедении, совмещения теории и практики, изучения смежных и подлежащих анализу сфер деятельности  и их понятийного аппарата (в данном случае – знания законодательства и экономики), чтобы проводить такие исследования на самом высоком уровне и отражать сложности «языко-речевого» конфликта.

 

Использованная литература:

  1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика. М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2009.
  2. http://www.rusexpert.ru/index.php?idp=content&id=108

Об авторе

admin administrator