ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕЧЕВОЙ ФАКТУРЫ В БЛОГАХ

Byadmin

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕЧЕВОЙ ФАКТУРЫ В БЛОГАХ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2020

Бушев Александр Борисович,
Тверской государственный университет, профессор кафедры журналистки, рекламы и связей с общественностью

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕЧЕВОЙ ФАКТУРЫ В БЛОГАХ

 

  1. НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ НАД ИНТЕРНЕТ –КОММУНИКАЦИЕЙ

Сети, сетевой дискурс представляют собой  расширение возможностей конкретного человека по достижению и коммуникативному приобщению в разнообразным дискурсам.  Произошла виртуализация отдельных областей человеческого общежития, общественного сознания – в сети есть возможности коммуникации разнообразных целевых аудиторий: философов, историков оружия, представителей новых религиозных течений, домохозяек, готовящих шарлотки,  маргиналов, носителей другой идентичности.Так, некая современная писательница заявляет, что имеет «шкурный интерес» –  посещает форумы больных шизофренией и их родственников (очевидно, форумы поддержки семей больных), изучает дискурс больных шизофренией. Потом выплёскивает все это на страницы своей книги. Этот опыт у нее чисто виртуален.  Налицо в сетях дискурсы, которые не имели письменной фиксации и или были недоступны, налицо расширение текстовой сферы культуры.

Плюс культура масс-медийная (на наших глазах становящаяся экранной культурой) означает потребление в Сети таких видов массовой коммуникации, как журналистика, пиар, массовая политическая коммуникация и реклама, сетература.

Особенно интересно, что сеть представляет дискурсы, которые маргинальны. Иногда даже те, что попадают под запрет – экстремизм и т.д. Так, мы наблюдаем сетевой дискурс альтернативных правых в США- альтрайтистов.

Влияние блогосферы на процессы массовой коммуникации проявляется в  представлении новых дискурсов, виртуализации некоторых дискуссий, краудсорсинге целевых аудиторий, интерактивности , широком распространении любительского контента.

Уже при первых исследованиях общения в сети высказывались наблюдения над характером коммуникации в ней (ироничность, агрессивность, аддикция, безграничные игровые возможности при анонимности масок и т.д.). Оказалось, что сеть притягательна в том числе и для людей, испытывающих проблемы в реальном общении. Оказалось, что коммуниканты в Сети часто испытывают психологические проблемы реального общения. Их сетевая коммуникация отражает их личностные свойства и интересы. Эта коммуникация оказалась порой весьма агрессина, лишена рефлексивности. Для нее характерно такое явление, описанное социологами еще в конце прошлого века, как социальный солипсизм х язык и речь в Интернете 2019, 2020].

Приведём пример- текст от автора одного из каналов на Яндекс. Дзен.

Дожила. Сделали канал и теперь там на меня грязь льют в комментах

Хотела поваляться пойти, но как тут с вами? Ладно, когда обо мне просто писали. Вышла на другой уровень. На какой? На такой, что даже, я своими «пропитыми мозгами» не догадалась бы. Сделали «девочки» канал. Тиснули туда штук 5 статей общими усилиями и на моём имени хотят заработать. Порыв прекрасен.

За 5 статей 187 подписчиков, немерено комментов для новичка и аудитория в 46 человек.

В комментах моё имя не сходит с губ настоящих леди. Жалко, что оно известно только им, но это неважно. Поносят и полоскают. Как обычно.

Будьте так любезны, избавить меня от своего присутствия.

Там развлекайтесь. Мойте мне кости, а то я с психу начала негодниц банить, то есть в блок отправлять, а потом подумала, что незачем. Наоборот помогу. Пусть испытают все тяготы Дзена.

Умным «леди» уже должно быть понятно, что комменты ничего не решают. В статье больше 220 откликов (девчонки сами с собой переписываются), искренне веря, успех не за горами. Ну, потягаемся. Дойти-то должно, что ваша переписка ничего не изменит.

 

Комментарии излишни. Общение в исследованияхблоггингапредстаёт  не как лингвистический, а как психологический, социологический  феномен. Это общение лично-публичного характера, для которого характерны анонимность, безнаказанность, карнавализация, бесчисленные легкие возможности самопрезентации[Мечковская 2009].

При этом очевидно, что такая комникация агрессивна. Основными формами кибербуллинга являются флейминг, харассмент, гриферство, троллинг, клевета, раскрытие секретов, мошенничество, исключение, киберсталкинг.

При этом кибербуллинг существует в следующих формах по меньшей мере. Оскорбление – одна из наиболее распространенных форм агрессии, как правило, выражается в грубом обращении, оскорбительных комментариях и необоснованных замечаний. Домогательство – целенаправленные, систематические действия от незнакомых пользователей социальных сетей, людей из ближайшего реального социального окружения. Очернение и распространение слухов. Намеренное выставление жертвы в чёрном свете с помощью публикации фото- или видеоматериалов, для разрушения дружеские отношения или отомстить экс-подруге. Использование фиктивного имени. Намеренно выдавать себя за другого человека, используя пароль жертвы, например, для того, чтобы оскорбить учителя. Публичное разглашение личной информации. Распространение личной информации, например, интимных фотографий, финансового положения, рода деятельности с целью оскорбить или шантажировать, например, экс-партнера. Социальная изоляция – целенаправленное игнорирование человека с параллельным исключением из всех групп, сообществ, мероприятий и социальной жизни. Преследование. Систематическое преследование кого-либо, сопровождающееся угрозами и домогательствами. Прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений[ Вербальныйбуллинг 2018]

Показательны примеры коментов о Ксении С.: Дууура… Иди учись, пройди школьный курс. Жертва болонской системы и Сибаритства…Хорош хайпить технологии Дома 2 и Окна… Лошадям, вроде, место в стойле… Забыла, наверное, как обычных людей оскорбляла… По лошадиным меркам она уже старая кляча…Сиди дома с ребенком, не смеши всю страну! Ее удел – это под храмами танцевать…Что толку, что вы умеете красиво говорить? А дела реальные –это Дом 2, голая задница в интернете и проявление любви к Бендере! Вы лицемерка и продажная тв…И не надо петь про любовь к народу, вам на него наплевать!.

2.СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ И НОРМА ЯЗЫКА

Вышеуказанная специфика общения происходит на фоне складывающейся «новой нормативности» неустной-неписьменной речи электронной фактуры общения. Посмотрим на феномен динамичной меняющейся нормы языка, прежде всего под воздействием новых средств коммуникации (электронных форматовнеустной — неписьменной речи).

Приведем пример. Преподаватель высшей школы, профессиональный филолог пишет мне в ответ на вопрос о программе конференций Zoom, вдруг ставшей  для всех нас так актуальной в эпоху корронавирусного кризиса:

Не буду умничать. Я сама частенько захожу на ютуб и смотрю обучающие видео, как работать с той или иной программой. Я не буду посылать все ссылки. Можете забить в поиск, как работать в зум с компьютера, как работать в зум с телефона, как работать учителю и т.д. Просто для дискорда, когда я делала, не было обучающих видео. В зум у меня все получилось интуитивно. За последнее время появилось много тьюториалс по такого рода программам в ютубе. Я сама очень часто прибегаю к помощи таких видео.
Надеюсь, что ответила. Я не продвинутая))) я люблю учиться у других на ютубе)))

Отправлено из Mail.ru для Android

В вышеприведённом тексте отражаются все изменения коммуникации – дисплейные тексты смартфонов в межличностном текстинге, новые феномены, имеющие транслитерированные названия (ютуб, зум, дискорд), кальки (я не продвинутая), профессиональное просторечье компьютерщиков (захожу на ютуб,  забить в поиск), использование престижных транслитерированных синонимов (много тьюториалз= много шпаргалок, подсказок, текстов), иконические значки типа скобок и  смайликов. В целом так бы никогда не сказали и не написали по-русски еще каких-то двадцать лет назад. Это позволяет сделать первые выводы: норма характеризуется крайней динамичностью. Об этом еще совсем недавно говорил в интервью порталу «Православие и мир» В. Г. Костомаров [Филолог 2020]. На норму влияют средства коммуникации [Мечковская 2012].

Посмотрим глазами лингвиста на общение участников ю-туб тьюториалз. Оно тоже необычное. Например, в блоге при обучающем ролике: https://youtu.be/iGeKgORa5MI

Не будем спешить с выводами, но отметим предварительно сразу бросающееся в глаза:

  1. «Разговорность» дисплейного текста. Это скорее устный текст, порой даже просторечный, но письменной фиксации. Дисплейный текст – это не устный и не письменный текст.  В нем не соблюдаются стандарты стилей, наблюдается смешение стилей.
  2. Вся компьютерная речь демонстрирует снисходительное отношение к номроцентризму. Норма языка находится в центре усилий школы –традиционно считается, что школьника должны  научить писать грамотно. По сути дела, курс орфографии – это какие ошибки не надо делать. На это же было нацелено академическое направление «культура речи» (С. И. Ожегов, Л. В. Скворцов и др). Меньше всего учили,  как писать ясно, творчески, образно, лаконично, какие  еще есть требования к русской речи. Эти требования разрабатывались, например, школой  Б. Н. Головина [Соколова 1995].

Более того, исследователям коллювиальной речи известен следующий феномен: образованные,  грамотные люди часто пишут очень скучно, казённо, в их речах сквозит канцелярит.

Процессы метафоризации речи, уместности тех или иных иностилевыхэлементов  в речи, параметризации эффективной речи часто выходят за пределы собственно культуры речи.Приведём в доказательство  пример современных русских текстов неграмотных, но образных, ярких, запоминающихся.  Прежде всего фольклорное творчество, устные рассказы. Неграмотная речь, а какая мощная, какая красивая, какая запоминающаяся! Поневоле станешь адептом головинского учения о культуре речи, где не только нормативность правит бал. Здесь мы видим и просторечье, и диалектность, и неграмотность –  но все это искупается в общем построении текста.  Фронтальная работа советской и российской школы принесла успехи – исчезла диалектная норма. Но вот недавно я побывал на студенческой конференции по телевидению. Выступающие студенты говорили с акцентом, плохо выговаривали слова, демонстрировали неверные интонации, кашу во рту, отсутствие логических ударений. Профессиональной речевой культуры нет, сценическая  речь не преподается. Нет и «наслушанности» радиотеатра, закрепившего для нескольких поколений советских людей грамотную речь и московскую норму.  И опять появилась диалектная речь!

Формирование новой нормы происходит в разных средах коммуникации. Так, изучая сайт  интернет-магазина, я наткнулся на слова слипоны, лонгсливы и т.д. Самое простое – это изобилие транслитераций и калек.

В неформальном общении бросаются в глаза вульгаризация – демократизация языка, процесс словотворчества и лингвистической рефлексии, всеобщая ирония с учетом ресурсов  языка.

Формированию новой нормы содействует краткость сообщений на экране (экономия ресурсов языка). Так, недавно я получил такое письмо от студента-дипломника:

Добрый день
Сказали написать вам день защиты, желательно защищаться 15 июня
Так как 13 числа меня не будет в городе
14 у меня свадьба
15 готов

Как мы видим, традиционные этикетные формы обращения, пунктуацию такое письмо отвергает.

Влияние сети  сказывается  не только в использовании неологизмов, но и в построении фразы.

Наряду с неформальным общением в сети и профессиональным общением, изменения языковой нормы прекрасно представляет сфера прагматического применения языка –  интернет-маркетологии.

Так, совсем недавно я читал книгу про продвижение в соцсетях «Интернет-маркетология: сто хаков как получить трафик и конвертировать его в продажи» [Крюкова, Савельев 2018]. Книга написана для промоушена организации, занимающейся интернет-маркетингом. Учиться создавать качественный контент – задача маркетолога. Этот контент люди будут читать и расшаривать (делиться им в соцсетях). Книгу пишет девушка, которая на работе занимается ведением соцсетей.

Интернет-маркетолог стоит перед задачей: как создавать виральный контент = контент, привлекающий большой трафик..

Обычно дело не идет дальше упоминания «раскрутка в социальных сетях». А ведь это целый набор инструментов, программ, шагов.

В книге объясняются эти загадочные на первый взгляд понятия: Лонгриды. Лендинги. Лайфхаки. Лиды.

Здесь есть свои премудрости. Лендинг– страница, продвигаемая, как правило,  помощью контекстной рекламы, та, на которой посетитель ( лид) должен совершить конверсионное действие, то есть заказать в у вас нечто, составляющее ваш оффер.Лэндинг должен быть максимально таргетированным.

Сайты и блоги –площадки для продвижения контента.

Здесь возможны и какие-то неясные мне действия. Например. Расчеты: Оплаченные действия: 38 лайков, 22 репоста. Ваши затраты 566, 59 рубля.

Или призыв: Создайте пост с хорошим виральным потенциалом и запустите на него недорогую таргетированную рекламу в Facebook.

Какие методы наращивания качественной ссылочной массы вы используете? Гостевой постинг? Платное размещение пресс-релизов? Постинг «естественных» сообщений на тематических форумах?! 

При выборе площадки обращайте внимание на еезаспамленность. Количество входящих ссылок должно превышать число исходящих, на сайте не может быть много рекламы и должны иметься видимые «следы» реальных пользователей – лайки, расшаривания(компьютер предлагает – расшаркивания), комментарии.

Хепи способна обнаружить битые ссылки. Кто такая хепи?!

«Минусинск» – алгоритм «Яндекса», призванный бороться с сайтами, активно закупающими SEO – ссылки.

С юмором пишется про поиск услуг в сети:

Юристы( дантисты, трубочисты), хелп.

Проблема: лежит сайт( не работает программа, уволилась няня)

Где можно ( позавтракать, переночевать, потанцевать).

Кажется, большего и не надо.

Интересно про Большого Брата.2 февраля 2015 года мы установили он-лайн камеру в нашем офисе. Удивительно, но до этого дня многие даже не верили, что мы реальная компания с реальным офисом и персоналом. Лучшим способом показать, что мы действительно существуем, оказалось организовать круглосуточную прямую трансляцию из офиса.

Клиент 16 204: здравствуйте! Подскажите, это я на вас смотрю в режиме онлайн))

Ольга. Добрый день. Вероятней всего , да) Я сижу спиной к камере,

Клиент 16 204: да ладно, вот это крутяк.

Клиент 13 432: можете помахать в камеру?

Валерия уже)

Клиент 13432 прелесть)).

Никаких отрицательных явлений при он-лайн трансляции фирма не видит.

Существуютгайды по продвижению в популярных соцсетях.

Или вот: Инструкция. Реклама в соцсетях– как настроить таргетинг« В контакте».

Призыв один: обеспечьте читабельность контента. Пользователем должно быть комфортно потреблять его.!

Мы видим и изменения в концептах языка в  повседневном дискурсе как перевыражении менталитета [Гасанов 2012].

В языковом плане общение в электронном формате выявляет процессы варваризации, вульгаризации, языкового творчества и языковой рефлексии( словомейкерства )и стандартизации ( клиширования).

Продемонстрируем коммуникацию в блогах. Пример — обсуждаются фотографии квартиры популярной петербургской акиноктрисы.

С.С.

15 дней

Честный труд сериальной актрисы не может оплачиваться так, что можно построить дворец. Достали

Tata,cap

15 дней

у меня вопрос: а кто убирает эти 11-комнатные дворцовые апартаменты? Дочь вырастит и захочет отдельно жить- Анастасия уже купила ей отдельную квартиру? Актриса не замужем и имеет только одного ребенка- нах… ей 11 комнат, ей и дочери хватило бы за глаза и 4-5 комнат?!

Люся Блинова

15 дней

Зимний дворец бы сразу купила.

LikaPetroff

15 дней

Актриса никакая. Так оно и бывает: бездарщины обогащаются за счёт сериального мыла… Эта ещё и в зак. собрание пристроилась… денюжки немалые… Мне она крайне неприятна.

Елена Каминина

13 дней

Это пафосное: » Еще нужно отметить, что эта огромная квартира «не упала с неба» актрисе, а вся собственность заработана честным трудом, — насмешило! Да, не снималась она столько, чтоб ЭТО себе отгрохать.

Татьяна Николаевна

8 дней

Хорошо живут депутаты российские.

Ответить

56

Оля Усова

13 дней

А что уж не весь дом выкупила?? Актриса сериальная, зарплата явно не заоблачная..

Марта Лебедева

7 днейотредактировано

Актриска никакая, играет фальшиво. Утверждает, что эту квартиру она купила на гонорары от сериала «Улицы разбитых фонарей». Ещё и Алексея Нилова носом ткала в передаче «Секрет на миллион» — она вон какая оборотистая, а Нилов пропил свой гонорар…

Волхв

15 дней

Для дочери ещё одну комнату пожалела: для спальни и для игр? Или сдаёт оставшиеся комнаты?

Ответить

17

2 ответа

Василиска

5 дней

Людииии, зачем человеку 11 комнат??? ну вот что с ними делать, я наверно ничего не понимаю …может кто понимает? а денег то с одного так себе сериала можно сток заработать????…бедные наши актеры…как тяжел ваш труд, не то что фермер , встающий в 4 утра …

Тамара Михайлова

7 дней

Ремонт бы нормальный сделать в этой квартире и можно будет людям жить. А пока на антикварную лавку похоже, хотя антиквариата не так уж и много.

Жанна Ч.

13 дней

Вычурно

Марина Н.

13 дней

Квартира хороша,конечно,залюбуешься. Но что делать в остальных 7 комнатах? Они пустуют,что-ли,пыль собирают? Куда это всё? Действительно,с жиру бесятся.

Геннадий Пьянков

8 дней

Че звезда, круче Марины Влади?

 

Мы оставим вне нашего рассмотрения аватары авторов. Там много иконических символов, прецедентных фото и т.д. Обратим внимание на карнавальность – маски под никами, порой остроумными, с языковой игрой. Бросается в газа отсутствие соблюдения правил орфографии и пунктуации,  если они мешают поминанию сообщения. Использование не устной и не письменной речи- это  записанная речь устной динамики. Налицо демократизация языка — использование сквернословия, сленга, сниженности языка.

Меняются и риторические стратегии такого общения. В риторических стратегиях – крайний цинизм и вольность суждений, крайняя степень недоверия к собеседнику, множество оценок, часто незаслуженных (свойственно для коммуникации с властями).

Все представленные материалы позволяют сделать вывод: меняется и языковая ткань общения (лексика плюс синтаксис), и стилистика (смешение стилей, размывание стилевых норм), и риторические стратегии общения (карнавальность, отсутствие доверия, презумпция всезнания и т.д.)

Перейдем к характеризации отрицательных феноменов блогов и хостингов. Поражает токсичность коментов про политиков, писателей, деятелей культуры. Будь готов к тому, что о тебе напишут гадость, как бы ты себя ни вел. Итак , претензий три – непрофессионализм, демократизм, оценочность. Примеры:

О Лермонтове  (!)– суперговнистый характер с бабкой-миллиардершей, которая отмазывала от любой херни любимчека-внучека. (И эти ошибки непонятно уже намеренно сделаны или нет).

Об известном актёре А. Р.: Не гнался бы за молодой козочкой, не остались бы козлятки сиротками ( в ход идет метафора, косвенный характер насмешки).

Пренебрежение грамотностью, произвольные неочевидные трактовки, перемежение приватного  с публичным. Блогеров характеризуют развязные оценки — разговорные, с юмором, с языковой игрой, выдающие порой неграмотность авторов, их желчность (токсичность). Показательны языковые особенности коментов аббревиация, акронимия, иконичность  письма, наличие молодежного и компьютерного сленга. По мнению Н. Б. Мечковской, одной из первых описавшей эти языковые процессы, они отражают тенденцию к усложнению языков в сочетании с внешней (стилистической) демократичностью общения [Мечковская 2009]. Глубинное  усложнение такого общения обусловлено возрастанием интеллектуально-семиотической насыщенности жизни, возможностью для текста мгновенно преодолевать расстояния, трансграничной доставкой сообщений, повсеместным изучением и применением  «новой латыни» –  базового английского, смешением кириллического и латинского кодов, тенденцией к интерактивности и коммуникативному взаимодействию отправителя и получателя сообщений, мультимедийности и креолизованности такой коммуникации, возможностью длительного сохранения носителей такого общения, публичного их показа, архивирования.

  1. ВЫВОДЫ

В блоггинге складывается новая нормативность неустной и неписьменной речи – электронной фактуры речи. Специфика коммуникации в блогах с социально-психологической точки зрения характеризуется буллингом, гипероценочностью, карнавальностью, отсутствием доверия, презумпцией всезнания.

Литература

  1. Вербальный буллинг в соцсетях и иноязычном дискурсе. Материалы научной конференции. Таганрог, 2018
  2. Гусейнов Г. Нулевые на кончике языка: Краткий путеводитель по русскому дискурсу . М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. 240 с.
  3. Крюкова Е, Савельев Д.Интернет-маркетология: сто хаков- как получить трафик и конвертировать его в продажи М.: Альпина Паблишер.2018  303с.
  4. Мечковская Н. Б.. История языка и история коммуникации: От клинописи до Интернета. М.: Флинта:Наука , 2009.  582с.
  5. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995 . 190 с.
  6. Филолог Виталий Костомаров. Норма языка скоро погибнет. ( интервью с А. Матрусовой).https://www.pravmir.ru/filolog-vitaliy-kostomarov-norma-yazyika-skoro-pogibnet/ ( обращение 01.06. 2020)
  7. Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура : сборник статей III Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 25 апреля 2019 г. : в 2 т. / под общ. ред. А. В. Должиковой, В. В. Барабаша. – Москва : РУДН, 2019.
  8. Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура : сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29 апреля 2020 г. : в 2 т. / под общ. ред. А. В. Должиковой, В. В. Барабаша. – Москва : РУДН, 2020.

 

 

Резюме. На динамично меняющуюся норму языка влияют сами условия коммуникации, новые средства коммуникации, новые её форматы. В работе продемонстрированы тексты, не соблюдающие норму языка, однако успешно функционирующие в культуре. Обсуждаются проявления новых норм, складывающихся в Интернет-общении. Сделаны попытки посмотреть на общение в блогах с социопсихологической точки зрения ( токсичность комментариев, гипероценочность, буллинг).

Ключевые слова: норма языка, средства коммуникации, компьютерный формат коммуникации, рефлексия над интернетизацией и сетевым общением

 

Alexandre B. Bouchev

THE LINGUISTIC SPECIFICS OF BLOGGINGAND ITS ASSESSMENT

Abstract.  The dynamic norm in modern Russian language is influenced by the new means of communication, which is illustrated in the paper. The paper discusses the texts in which the norm is not adhered to but which nevertheless function in the culture successfully. The paper discusses new standards which are founded in communication. The paper makes and endeavor to look at blogging from sociopsychological point of view ( toxicity of comments, hyperassessments, bulling).

Key words: norm of the language, means of communication, computer-mediated format of communications, reflectivity upon internet and social net culture

 

Об авторе

admin administrator