ПРАГМАТОГРАММАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЭП — ДИСКУРСА

Byadmin

ПРАГМАТОГРАММАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЭП — ДИСКУРСА

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2020

Романов Алексей Аркадьевич,
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, зав. кафедрой.
Тверской государственный университет, профессор

Романова Лариса Алексеевна,
Тверская государственная сельскохозяйственная академия, профессор

 

ПРАГМАТОГРАММАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ПОЛИТИЧЕСКОГО РЭП — ДИСКУРСА

Предлагаемая работа представляет результаты исследования, посвященного анализу причин появления на российском политическом горизонте новых, нетрадиционных для российского политикума способов и форм политического общения, агитации и воздействия на публичную аудиторию в условиях предвыборной коммуникации. В процессе работы над материалом исследования (Политический рэп-баттл, URL) отмечалось, что впервые в российском коммуникативном пространстве “проявил” себя неиспользовавшийся ранее конструктивно-дискурсивный феномен «политический рэп-баттл», применённый политтехнологами в качестве новой формы выявления политических предпочтений между соперниками на этапе предвыборной агитации и коммуникации. Ставится задача не только рассмотреть динамическую специфику феномена «политического рэп-баттла» как конструктивной совокупности дискурсивно-эристических практик, но также было важно определить, каким образом структурируется динамика вербальной организации «политического рэп-баттла», чтобы проследить и описать принципы и закономерности манифестационного и функционально — семантического построения комплексного вербального образования, именуемого коммуникативным конструктом «политический рэп-баттл» (подробнее о термине и понятии «коммуникативный конструкт» см.: Романов, 2002; Романов, Романова, 2005;   Романова, 2007; 2008; 2009). В ходе исследования было зафиксировано, что  манифестационное построение коммуникативного конструкта «политический рэп-баттл» включает в себя, помимо всего прочего, рифмо — ритмический и музыкально — поэтический («певучий», «напевный») “рисунок” речитативной декламации  или “музыкальности” речи с учетом его перцептивного  характера, т.е. с учетом процесса реализации не только самих «физических звуков, но и с их воспринятыми звучаниями», которые, в свою очередь, связаны с формированием  как у соперников, так и у зрителей «реакций на звучания, но не на значения» (Джапаридзе, 1985, 13, 22).

На основе лексикографического описания конструкто-образующей лексемы «рэп» определятся коммуникативный конструкт «политический рэп-баттл» как комплексное вербальное сочетание боевого / состязательного взаимообмена рифмованными конструкциями, осуществляемого говорящими субъектами в согласованном между собой  ритме, стиле, темпе и теме. Было установлено, что в архитектонической структуре комплексного вербального сочетания состязательно-боевого (или агонально-эристического) взаимообмена рифмованными практиками (конструкциями) определяющая роль отводится форматирующей коммуникативно-дискурсивное целое рифмо — ритмической или «темпоритмической», по К.С. Станиславскому (Станиславский, URL), части, представленной в схематическом образовании «рэп (баттл)» лексическим комплексом свойств фреймообразующей словоформы “рэп”, на фоне и в контексте которого (т.е. комплекса свойств, признаков,  сем) участники вербального противостояния осуществляют стратегическое (прагматограмматическое) развертывание “боевого” обмена дискурсивными практиками с их функционально-семантическими и тактико-стратегическими (прагматическими) характеристиками. Ключевая роль в формировании организационной структуры обмена “боевыми” практиками между участниками политического рэп-баттла отводится актуализированным иллокутивным параметрам (иллокуциям) “боевых” практик, реализующих свою прагматическую валентность в соответствии с установками участников противоборствующих сторон и сценарной стратегической заданностью на достижение соответствующего (результирующего) коммуникативного эффекта. Таргетированная взаимосвязь стратегически актуализированных участниками политического рэп-баттла иллокуций находит своё отражение в соответствующей прагматограмме их пошагового (т.е. прописанного сценарным “протоколом” стратегической реализации) иллокутивного взаимодействия относительно друг друга в пределах тематического пространства реализации типовых гиперфреймовых конфигураций. Понятие пргматограммы как прагматически обусловленной записи (“протокола”) стратегического сочленения взаимных иллокутивных актов (иллокуций) было разработано и описано в работах, посвященных проблемам построения «иллокутивной грамматики» и «стратегического синтаксиса» согласованного (синергийного) диалогического взаимодействия (подробнее см. Романов, 1986; 1988; 1991; 1991а; 2002; 2020).

При этом было зафиксировано, что основные гиперонимические (сквозные) признаки семантической структуры конструктивно — лексического сегмента «рэп» способствуют образованию в обозначенной выше схеме модусно-модульной рамки всего коммуникативного конструкта «политический рэп-баттл» и задают, в терминологии К.С. Станиславского (URL), «захватывающий темпоритм», «временно — пространственной организации эмоционального воздействия с его направленностью, параметральной интенсивностью и влиянием на модальный характер чувствований и переживаний» как на противоборствующие стороны, так и на массового адресата — зрителя (Романов, Ульянич, 2014, 94). Рассматривая анализируемый коммуникативный конструкт «политический рэп-баттл» в виде формальной записи «рэп (баттл)», можно обнаружить её соответствие схематическому когнитивному представлению p(S), в котором форманта “р” обозначает функционально — семантическое содержание манифестационно-обёрточной среды (оболочки) рифмо-ритмического предикатного оформления фреймрообразующего лексико-семантического комплекса словоформы “рэп”, а символ “S” соединяет в себе иллокутивно-прагматический и тематико-семантический комплексы предметных областей используемых соперниками в конструктивной части «баттл» вербальных действий-практик, формирующих сценарий реализации фреймового коммуникативного конструкта «политический рэп-баттл».

Семантика лексического комплекса словоформы “рэп” позволяет в рамках обозначенного интегративного конструкта приобретать (и тем самым обладать) выбранному формату дискурсивного взаимодействия такими агонально — эристическими свойствами, как динамичность вербального обмена, публичная зрелищность, эмоциональный накал вербального противоборства, заряженность на победу любыми средствами, острота и характерность метафорической образности атакующих и дефензивных действий участников вербального рэп-баттла. Интегративная взаимообусловленность, взаимосвязь и взаимопроникновение всех элементов комплексного вербального образования или коммуникативного конструкта под названием «политический рэп-баттл» даёт возможность рассматривать его в качестве полимодального и полимодусного комплекса всех его конституентов относительно акционально — содержательного и информационно — тематического символа “S” («баттл»), специфику которого предстоит раскрыть и описать в дальнейших исследованиях политической дискурсии. При этом, нужно учитывать, что решение такой задачи потребует выявления и описания факторов взаимообусловленности, взаимосвязи и взаимопроникновения всех элементов комплексного вербального образования или коммуникативного конструкта «политический рэп-баттл», в котором отмеченные факторы смогут проявить себя не только на уровне прямой причинно-следственной детерминации всех конституентов в “механическом” сочленения целого образования — конструкта «рэп-баттл», а одномоментно – т.е. в течение развертывания всего агонально — дискурсивного взаимодействия – смогут реализовывать себя в виде конструктивного единства прагматически связанных вербальных отношений, в которых «влияние асимптоматично и попеременно, то есть одно влияет на другое, влияют одновременно, влияют в разной степени и интенсивности, и каждый раз композиция сил, выстраивающая картину влияний, изменяясь, переописывается заново» (Савчук, 2012, 55).

Отмеченная «композиция сил», выстраивающая каждый раз заново картину взаимовлияний конституентов агонально-дискурсивного политического пространства «рэп-баттл», также одновременно заново определяет и динамический характер прагматического обмена “боевыми” действиями-практиками между соперничающими сторонами, отражая в самом процессе обмена «прозрачность и точность схематизма» (Савчук, 2012, 55) специфического формата их вербального поведения. Такой схематизм формата поведения позволяет каждому из соперников акцентировать внимание на поведении другого участника и аккумулировать реакции массового адресата на различные аттрактивные нюансы выражения эмоций, ощущений, переживаний и экспрессии. Таким образом, отмеченные интегративные факторы и обстоятельства указанного противоборства позволяют выяснить функциональную основу механизма формирования «композиционных сил» коммуникативного конструкта «политический рэп-баттл», определяющих динамический характер и схематизм эмоционально «захватывающего темпоритма» в прагматическом обмене вербальными “боевыми” действиями между противоборствующими сторонами. В этой связи представляется важным проанализировать в полном объёме – от начала  обмена агонально — эристическими практиками до его завершения – прагматическую структуру динамического обмена “боевыми” вербальными действиями между соперничающими сторонами в виде прагматограммы, чтобы вскрыть и описать принципы и закономерности прагма-стратегического и функционально — семантического построения комплексного вербально-дискурсивного образования или коммуникативного конструкта под названием «политический рэп-баттл».    

Список литературы

  1. Джапаридзе З.Н. Перцептивная фонетика. Основные вопросы. Тбилиси, 1985.
  2. Политический рэп-баттл. Полная версия. [Электронный ресурс]. URL https:// www.youtube. com/watch?v=VDAYUwC-TyY. Дата обр. 25.04.2020.
  3. Романов А.А. Иллокутивность как категория функциональной грамматики // Функционально-типологические проблемы грамматики. Вологда, 1986. Ч.2.
  4. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения. М., 1988.
  5. Романов А.А. Иллокутивные знания, иллокутивные действия и иллокутивная структура диалогического текста // Текст в коммуникации. М., 1991.
  6. Романов А.А. Прагматограмма как форма реализации иллокутивных знаний в диалогическом тексте // Когнитивная и коммуникативная структура текста. Функциональный анализ. М., 1991а.
  7. Романов А.А. Политическая лингвистика: Функциональный подход. М.-Тверь, 2002.
  8. Романов А.А. Лингвопрагматическая модель речевого управления диалогом: системный анализ. М., 2020.
  9. Романов А.А., Романова Л.А. Перформативные речевые акты в парадигме социального конструкционизма // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер.: «Акмеология образования», 2005. Т. 11 (№ 2).
  10. Романов А.А., Романова Л.А. Политический рэп-баттл как новая форма дискурсивной эристики [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2020, № 2. Режим доступа: http:// www. tverlingua.ru
  11. Романова Л.А. Конструктивная семантика криптокласса английских прилагательных размера в диахронии и синхронии. Москва-Тверь, 2007.
  12. Романова Л.А. Композитные перформативы в дискурсивной парадигме конструкционизма // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Сер.: «Филологические науки». 2008, № 10 (34).
  13. Романова Л.А. Структурно-семантические аспекты композитных перформативов в функциональной парадигме языка. Москва-Тверь, 2009.
  14. Савчук В.В. Топологическая рефлексия. М., 2012.
  15. Станиславский К.С. Работа актёра над собой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.koob.ru. Дата обр. 2.08.2020.
  16. Романов А.А., Ульянич Г.А. Мелолийный дискурс как информационный медиум в системе публичных коммуникаций. Москва-Тверь, 2014.

Об авторе

admin administrator