ВУЗОВСКИЙ КУРС «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Byadmin

ВУЗОВСКИЙ КУРС «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2012 г.

Коренева Анастасия Вячеславовна,

доктор педагогический наук, профессор кафедры рекламы связей с общественностью и лингвистики, Мурманский государственный технический университет (г. Мурманск, Россия)

 

ВУЗОВСКИЙ КУРС «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО»
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» зафиксировано, что выпускник, обучающийся по данной специальности, в результате освоения основных образовательных программ должен уметь «логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь». Необходимость формирования этой общекультурной компетенции повышает значимость вузовских речеведческих курсов, призванных формировать коммуникативную компетенцию студентов.

Особое место в профессиональной подготовке будущих юристов занимает курсы риторической направленности, ведь  судебное ораторское искусство в России имеет давние традиции и является важной составляющей ее культурного наследия. Представители судебного красноречия (Н. П. Карабичевский, А. Ф.  Кони, Ф. Н. Плевако, П. С. Пороховщиков и др.) внесли существенный вклад в развитие российской риторики. На основе их теоретических работ и текстов выступлений до сих пор можно учить будущих специалистов профессионально значимым речевым качествам (аргументированности, логичности, доказательности, доступности и др.). В современных условиях повсеместно возрождается интерес к судебному ораторскому искусству, идет поиск средств повышения эффективности  убеждающей речи в суде, разрабатываются научные и методические основы современного судебного красноречия. В последние годы издан целый ряд речеведческих и риторических работ, в которых исследуется проблема обучения эффективному речевому общению юристов. Среди риторической литературы, ориентированной на будущих и настоящих специалистов в области юриспруденции, следует отметить работы Н. Н. Ивакиной «Профессиональная речь юриста» (Ивакина, 1997), «Основы судебного красноречия (риторика для юристов)» (Ивакина, 2007),  пособие Л. А. Введенской, Л. Г.  Павловой «Риторика для юристов» (Введенская, Павлова, 2008), пособие И. Л. Трунова, В. В. Мельника «Искусство речи в суде присяжных» (Трунов,  Мельник, 2009). В указанных изданиях, посвященных рассмотрению теоретических и практических аспектов коммуникации в юридической практике, доказывается, что одним из важных условий эффективной деятельности защитника и прокурора является владение ораторским искусством. Характеризуются коммуникативная сторона судебных прений, искусство доказывания в состязательном судебном процессе, обвинительная речь прокурора и защитительная речь адвоката.

В условиях возрождения интереса к судебному красноречию курс «Ораторское искусство», читаемый в Мурманском государственном техническом университете, весьма востребован и ежегодно выбирается студентами. В основе курса лежат лингвориторические взгляды, представленные в современных работах по истории и теории риторики (В.И. Аннушкин, А.А. Волков, Л.К. Граудина, Е.В. Клюев, Ю.В. Рождественский и др.).

Цель курса – повышение риторической компетентности, являющейся неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности специалистов указанной специальности,  формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по рационализации процесса публичного выступления.

В результате освоения программы курса студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», должны:

знать:

— способы повышения эффективности публичного выступления в различных ситуациях;

— явления, способствующие снижению эффективности публичного выступления;

— условия, требующие учёта в процессе подготовки к публичному выступлению;

— способы саморегуляции в условиях взаимодействия с аудиторией;

— приемы убеждения и механизмы воздействия на аудиторию;

— основы диалектической и формальной логики;

уметь:

— использовать полученные знания при подготовке публичной речи;

— составлять конспект речи;

— противостоять негативным и деструктивным явлениям  в процессе публичного выступления;

— владеть искусством ведения дискуссии;

— собирать материал для публичного выступления;

— ставить общую и конкретную цели публичного выступления;

— владеть аудиторией при произнесении речи;

обладать навыками:

— логического построения публичной речи;

— убедительно и доказательно выстраивать смысловую часть публичного выступления;

— анализировать причины успеха или неудачи публичного выступления.

Структура курса состоит из восьми разделов: «Становление и развитие риторики в России и за рубежом»,  «Невербальные средства оратора», «Оратория как наука», «Культура устной речи оратора», «Логика в речи оратора», «Невербальные средства оратора», «Композиция публичного выступления», «Оратор и аудитория». Содержательное наполнение каждого раздела включает инвариантную и вариативную части. Инвариантное содержание способствует совершенствованию риторических знаний и умений, которыми должен владеть любой человек, независимо от того, в какой сфере он общается. Вариативная часть развивает риторические знания и умения, востребованные для специалистов в области юриспруденции.

Для усвоения риторической теории и совершенствования риторических умений, востребованных в профессиональной деятельности, студентам предлагаются профессионально ориентированные упражнения. Приведем некоторые из них.

1. Подготовьте индивидуальное сообщение на тему «Речевое мастерство — необходимое условие успешной профессиональной деятельности юриста».

2. Изучите таблицу, в которой характеризуется судебное красноречие. Запомните  его особенности (объект изучения, основные черты, жанры). Подберите примеры текстов выступлений, относящихся к этому роду красноречия. Обоснуйте свой выбор.

 

Роды 

красноречия

Объект изучения Основные черты Жанры
Судебное красноречие Речевое мастерство в области гласного публичного судопроизводства, направленное на вынесение законного и справедливого приговора Гражданственность позиции, отличное знание подробностей рассматриваемого дела, корректность и обоснованность заключений, умелая полемика, глубокий психологизм, отсутствие личного озлобления по отношению к противнику по судебному процессу, соединение доказательности и убедительности, логических построений и художественности Речь прокурора, речь адвоката, последнее слово обвиняемого, обвинительный приговор, выступления свидетелей

 

3. Проведите риторический анализ текста публичного выступления на суде (текст речи дается заранее): определите стиль и тип речи, укажите основные тропы и фигуры, определяющие особенности данного текста, покажите, как они влияют на  усиление восприятия речи. Создайте собственный профессионально ориентированный текст, выделите речевые средства выразительности, характерные для вас как оратора.

4. Найдите недочеты в речи юристов. Объясните характер допущенных ошибок.

а) Прокурор: Уважаемый суд! Сегодня мы рассмотрим уголовное дело по обвинению У. И. Сапрыкина. Инициатор преступления вину полностью признал. Доминирующим в его деле является факт раскаяния и  активное способствование раскрытию преступления. Вносит корректив в это дело тот факт, что подсудимый находился в состоянии аффекта.

б) Адвокат: Вы сами обращались к подсудимому по вопросу приобретения фармзавода на торгах?

Свидетель: Нет

Адвокат: Прошу учесть, что данное приобретение не может быть рассмотрено в качестве доказательства проявления изменения волеизъявления арендодателя в отношении договора в рамках предъявленного обвинения.

в) Прокурор: развернутая перед вами картина во всей своей силе, во всем объеме, во всей полноте изображает такое обращение с ребенком, которое нельзя не признать издевательством во всех формах, во всех смыслах, во всех отношениях … То, что вы слыхали, это ужасно, это трагично, это превосходит всякие пределы, это содрогает все нервы, это поднимает волосы дыбом.

г) Защитник: Почему вы схватили первый попавший предмет и ударили Александрова?

Подсудимый: Не знаю.

Защитник: Вы, как лицо, находящее в здравом уме, могли предположить последствия своих действий?

Подсудимый: Да.

д) Адвокат: Сегодня мы рассмотрели уголовное дело по обвинению Т. М. Кузьминой. Человек должен поступать так, чтобы не причинять зла другим, позволять себе быть лицом, подрывающим устои общества.

е) Истец: Сессия горсовета проводилась под давлением первого зама председателя обладминистрации. Он…

Судья: Это ваши оценочные понятия. Нас интересуют факты. Под давлением, без давления, улыбаясь, плача – это ваши оценки.

Истец: Депутаты не были проинформированы и поэтому …

Судья: Опять-таки это оценочные понятия.

ж) Судья (после объяснений ответчика обращается к истцу): У вас вопросы к ней есть?

Истец: Вы говорите, что я не обращался к вам. Я обратился и получил отказ.

Судья: Она и говорит, что вы обращались к делу, а обжалуете действия директора.

з) Судья (обращаясь к истцу): Вы не отнесете повестку ответчику?

Истец: Уважаемый судья, он ни разу в суд не явился. Сколько я буду за ним бегать?

Судья: Значит, вы меня поняли. Или сами здесь, или роспись на повестке. Второго нет.

и) Судья (обращаясь к юристу ООО “Сапфир”). Ну, все-таки вы должны возмещать какой–то ущерб или нет, Сапфир?

к) — Здесь присутствуют представители ПУ?

— …

— Еще раз спрашиваю: из ПУ есть кто-нибудь?

— …

— Значит, будем начинать заседание без ПУ. Может быть, сотрудники педагогического университета подойдут позже.

— Господин председатель, мы здесь. Извините, не поняли, что вы обращаетесь к нам.

5. Сравните две фразы. Определите, какая из них окажет большее влияние на присяжных заседателей. Объясните свой выбор.

а) Подсудимый был полтора года в одиночной камере. Вы, надеюсь, представляете, что это такое.

б) Подсудимый был полтора года в одиночной камере. Знаете ли вы, господа присяжные заседатели, что такое одиночное заключение? Это три шага в длину, два шага в ширину и… ни клочка неба.

6. Изучите содержание таблицы «Профессиональные варианты ударения». Особое внимание обратите на акцентологические варианты, характерные для вашей будущей профессии. Продолжите заполнение таблицы, включив в нее другие примеры профессиональных ударений из сферы юриспруденции.

Литературный вариант постановки ударения Профессиональный вариант постановки ударения Сфера  

деятельности

квартал квартал в бухгалтерском  

деле

договор договор
компас компас в морских  

профессиях

добыча добыча
осужденный осужденный в сфере 

юриспруденции

возбуждено возбуждено

 

7. Прочитайте тексты. Какие тактические и психологические приемы представления и исследования доказательств (учет невербального поведения присяжных, прием демонстрации, поддержание эмоционального и визуального контакта с заседателями, апелляция к прошлому и настоящему опыту присяжных и пр.) применяют герои описанных ситуаций?

1) Истец, мистер Послуэйт, утверждал, что в результате падения лифта он получил травму, из-за чего лишился возможности поднимать правую руку. Хаммер (адвокат), казалось, был исполнен сочувствия: «Мистер Послуэйт, — сказал он, — покажите присяжным, как высоко вы можете поднимать руку». Естественно, истец поднял руку совсем невысоко. «А теперь покажите нам, как вы могли поднимать руку до этого несчастного случая», — предложил Хаммер. «Да прямо над головой», — ответил Послуэйт и поднял руку вертикально. Реакция присяжных была однозначной (Д.Карнеги).

2) Прокурор Бакли гордился своим умением читать по лицам присяжных их мысли и чувства. Во время процесса он неотрывно изучал мимику каждого и в любой момент мог сказать самому себе, что каждый из них думает. Даже устраивая перекрестный допрос свидетелю, он не сводил глаз с ложи, где сидели присяжные (Дж. Гришэм).

8. Прочитайте текст. Взяв его за основу, составьте сообщение на тему «Невербальное общение в суде». Произнесите сообщение перед однокурсниками, соблюдая рекомендации к невербальному поведению оратора.

Поскольку основная масса людей создает свое первое впечатление о человеке, особенно на стадии доречевого общения, на основе оценки его внешних данных, огромное значение для формирования положительного имиджа юриста имеет его внешность. Эффект визуальной привлекательности прокурора и адвоката в судебном процессе в полной мере проявляется только тогда, когда одежда и предметы внешнего оформления сочетаются с привлекательностью других компонентов их невербального поведения: благопристойной осанкой и телодвижениями, мягкостью, обходительностью, учтивостью, непринужденным, открытым и осмысленным выражением лица, прямым и в то же время скромным взглядом, уместной и приятной улыбкой, свидетельствующей о веселом нраве, естественным простодушием, располагающим людей к откровенности, и другими, иногда трудно объяснимыми, проявлениями «языка тела», которые в совокупности образуют располагающие к себе внешность и манеры поведения (по И.Л. Трунову, В.В. Мельнику).

9. Найдите ошибки в невербальном поведении адвоката. Докажите, что именно они препятствовали установлению нормального психологического контакта с присяжными заседателями и не позволили адвокату выиграть дело.

В течение четырех зимних месяцев слушалось дело группы молодых людей, обвиняемых в бандитизме, разбойных нападениях, торговле оружием и убий­ствах. У адвоката Павловой подзащитным был Иванов, который являлся второстепенной фигурой в группе соучастников, по крайне мере на фоне всех остальных: не убивал, не грабил, про него все говори­ли, что он стоял на «стреме». Присяжными заседателями в процессе были безработ­ные ткачихи. Они, экономя на общественном транс­порте, пешком добирались до здания областного суда. Сидели в плохо отапливаемом зале, в потеряв­шей вид одежде и в течение четырех месяцев имели возможность наблюдать за адвокатом Павловой. Каждый день она лихо подкатывала к зданию суда на иномарке, раздражая визгом тормозов присяж­ных заседателей, сидела в зале в канадской шубе из чернобурой лисицы, стоимостью свыше стоимости квартиры каждой из присяжных. Так как роль подзащитного была второстепенной, то вопросов она не задавала. Павлова откровенно спала на плече у своего старшего коллеги, не скрывая зевоты и безразличия ко всему происходящему в зале судебного заседания. Когда наступило время ее выступления, видно было, как напряглись лица присяжных. По сравнению с вы­ступлениями других адвокатов речь Павловой была более содержательной и интересной по форме, хоро­шо скомпонованной, яркой, своеобразной, живой, экспромтной, а не прочитанной «по бумажке». Адвокат хорошо подготовилась и поэтому вполне заслуженно была довольна своей речью. И тем обиднее был итог. Подсудимые, за исключени­ем ее подзащитного Иванова, получили от присяж­ных заседателей кто снисхождение, кто особое снис­хождение, кто-то был признан невиновным или его действия были признаны недоказанными. Что же ка­сается Иванова, то он оказался един­ственным подсудимым, которого они не признали за­служивающим какого-либо снисхождения (по И.Л. Трунову, В.В. Мельнику).

10. Найдите информацию об известных риторах (российских и зарубежных), внесших вклад в разработку судебного красноречия. Подготовьте доклад об одном из них. Проанализируйте текст с точки зрения требований к публичному выступлению.

11. Прочитайте текст. В чем заключается трудность при разработке композиции и произнесении  защитительной речи? Как построить речь, чтобы произвести благоприятное впечатление идеального защитника?

При разработке композиции и произнесении  защитительной речи самое трудное заключается в том, чтобы в соответствии с публичным характером и односторонней функцией защиты осветить только обстоятельства и доказательства, полностью или частично оправдывающие подсудимого или смягчающие его ответственность, и одновременно при выполнении этой деликатной работы (особенно по делам об убийствах, изнасилованиях и о других опасных преступлениях, совершенных при отягчающих обстоятельствах) произвести благоприятное впечатление идеального защитника.

Для этого защитительную речь следует разработать и произнести в таком композиционно-стилистическом ключе, чтобы из каждой части речи, каждого ее слова и даже из тона речи адвоката было видно, что, выполняя свою важную, трудную и деликатную функцию защиты, он выступает в состязательном уголовном процессе, говоря словами А.Ф.Кони, в роли «не пособника своего клиента в стремлении уйти от уголовной ответственности», а правозаступника, квалифицированного юридического «помощника»  и советника подзащитного, который, по его (защитника) искреннему убеждению, не виновен вовсе или вовсе не так и не в том, как и в чем его обвиняют» (по И.Л. Трунову, В.В. Мельнику).

12. Прочитайте текст. На его основе сформулируйте требования к речевому поведению адвоката.

Для формирования у присяжных заседателей и  судьи благоприятного впечатления о личности защитника и выполняемой им важной социальной роли в уголовном судопроизводстве адвокат на протяжении всей защитительной речи должен придерживаться такого стиля вербального и невербального поведе­ния, который способствует формированию его положитель­ного имиджа. При этом адвокат должен избегать ошибок, формирующих отрицательный имидж защитника, к которым относятся декламация на повышенных тонах, страстность, громкие, резкие выражения в состоянии раздражения и другие недочеты, разруша­ющие убедительность защитительной речи. Громовые речи защитника не оказывают убеждающего воздействия на присяжных даже тогда, когда «гром и молния» раздаются в ответ на несправедливые выпады необъ­ективного обвинителя и защитник проникнут искренним негодованием по поводу бестактности своего процессуаль­но противника. Здравый смысл подсказывает, что в таких случаях защитнику нет смысла разражаться праведным гневом, поскольку бестактность обвинителя и без того по досто­инству будет оценена присяжными, особенно в том случае, когда достойно, спокойно, сдержанно, корректно  и умеренно прозвучали возражения со стороны защиты. Ведь тогда убедительность речи защитника возрастает еще и за счет контраста с непристойной речью обвинителя (по И.Л. Трунову, В.В. Мельнику).

Среди профессионально ориентированных заданий большой процент занимают ситуативные упражнения и коммуникативно-ситуативные задачи. В их основе лежат учебно-речевые ситуации, которые воссоздают обстоятельства реальной действительности, делают студентов непосредственными участниками профессионального общения:

Представьте себе: вы  –  юрист, работающий в строительной фирме, которая собирается построить развлекательный центр на территории городского парка. С этой целью придется вырубить немало деревьев. Население города и местные органы власти относятся к этим планам отрицательно. Ваша задача повлиять на общественное мнение, изменив его в нужную вам сторону. Как вы начнете и как закончите свою речь, если ваш адресат:а) администрация города; б) представители партии «зеленых»; в) молодежь; г) живущие в этом районе люди, которые когда-то участвовали в создании парка (сажали деревья);д) жильцы домов, рядом с которыми будет вестись строительство.

Выберите одного из адресатов и составьте полный текст убеждающей речи.

Опыт показывает, что профессионально ориентированное преподавание усиливает мотивацию будущих юристов к изучению курса «Ораторское искусство», оказывает положительное влияние на формирование риторической компетенции студентов.

Список литературы:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.  Риторика для юристов. М.: Феникс, 2008. – 568 с.
  2. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов).  М.: Юристъ, 2007. – 191 с.
  3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М.: Бек, 1997. – 333 с.
  4. Трунов И. Л., Мельник В.В.  Искусство речи в суде присяжных: учебно-практическое пособие. М.: Высшее образование, 2009. – 664 с.

Об авторе

admin administrator

1 Comment so far

адвокат СавкоPosted on  4:45 пп - Май 26, 2016

Интересная мысль, но вопрос требует дискуссии.