III Международная научно-практическая конференция «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия»

Byadmin

30 ноября закончила свою работу III Международная конференция «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия».

30 ноября закончила свою работу III Международная конференция «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия».

Оргкомитет конференции сердечно благодарит всех, кто принял участие в конференции и прислал свои научные работы.

Материалы прошедшей конференции составили основу третьего выпуска сборника «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия».

Скачать сборник статей «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия».

 

 

Byadmin

«ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ!»: РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

 

Меликян Вадим Юрьевич,

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и теории языка факультета лингвистики и словесности Южного федерального университета
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

«ПРАВОСЛАВИЕ ИЛИ СМЕРТЬ!»: РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБЩЕСТВА

 

Противоречивая позиция Главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в отношении лозунга «Православие или смерть!» вызвала неоднозначную реакцию в обществе.

Вот этот текст.

Протоиерей Всеволод Чаплин – против как употребления лозунга «Православие или смерть!», так и признания его экстремистским.

http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=48315

Москва. 11 октября. ИНТЕРФАКС – Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин не усматривает экстремизма в популярном среди некоторых верующих лозунге «Православие или смерть!». Читать далее

Byadmin

СЛОВО «ЗАКОН» В ДРЕВНОСТИ И СЕГОДНЯ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Сичинава Нелли Гарриевна,
доктор филологических наук, ассистент-профессор
Государственного университета Акакия Церетели
(г. Кутаиси, Грузия)

 

СЛОВО «ЗАКОН» В ДРЕВНОСТИ И СЕГОДНЯ

Среди различных терминосистем юридическая терминология занимает особое место в лингвистическом отношении. Она выгодно отличается своей оригинальностью. Основное ядро юридических терминов возникло и развивалось на базе общенародной лексики, то есть представляет собой исконно русскую лексику.  Помимо  собственно  русской лексики с генетической точки зрения в юридической терминологии представлены также лексические единицы, относящиеся к общеславянской    (часть из них индоевропейского происхождения) и восточнославянской лексике. Читать далее

Byadmin

К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Кудряшов Игорь Александрович,
д.филол.н., профессор кафедры русского языка и теории языка ЮФУ
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

В статье исследуются языковые средства эпистемической модальности, посредством которых моделируется стратегия автора юридического дискурса, направленная на убеждение читателя (специалиста, обладающего равным с автором статусом) в истинности выдвигаемых суждений. Проведен статистический и семантико-прагматический анализ данных средств, доказавший действенность предварительной актуализации профессионального знания автора в последующей аргументации доказываемых им суждений. Читать далее

Byadmin

О НЕКОТОРЫХ СЛОЖНОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ОСКОРБЛЕНИЮ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Балова Ирина Мухтаровна,
Кабардино-Балкарский государственный университет, профессор
(г.Нальчик, КБР, Россия)

Будаева Людмила Ахмадовна,
Кабардино-Балкарский государственный университет, доцент
(г.Нальчик, КБР, Россия)

Щербань Галина Евгеньевна,
Кабардино-Балкарский государственный университет, профессор
(г.Нальчик, КБР, Россия)


О НЕКОТОРЫХ СЛОЖНОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ОСКОРБЛЕНИЮ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

 

В современном обществе  растет количество дел, связанных с покушением на честь и достоинство, крепнет убеждение, что за слова надо отвечать, как и за дела. Языковой материал становится объектом споров и конфликтов, за разрешением которых обращаются к лингвистической экспертизе. Значительно осложняется данная ситуация в полиэтнических республиках Северного Кавказа, где подлежат экспертизе высказывания на русском языке людей, для которых этот язык не является родным, и отношение к средствам выражения оскорбления несколько иное, чем у русских людей. Читать далее

Byadmin

КОНСТИТУТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОВОКАТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Штеба Алексей Андреевич,
ст. преподаватель кафедры романской филологии
Волгоградского государственного социально-педагогического университета; НП «Южный экспертный центр», лингвист-специалист
(г.Волгоград, Россия)

 

КОНСТИТУТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОВОКАТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Одним из предметов судебной лингвистической экспертизы является вопрос установления наличия/отсутствия в коммуникативном поведении сотрудника правоохранительных органов признаков провокативного поведения, побуждающего адресата к даче взятки должностному лицу. Рассмотрим подробнее категориальную ситуацию провокации с выделением конститутивных признаков последней. Читать далее

Byadmin

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНВЕКТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Воронцова Юлия Александровна,
ФГКОУВПО БелЮИ МВД России, доцент
(г. Белгород, Россия)

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНВЕКТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

 

Средства массовой информации – это канал, при помощи которого актуальные общественно-политические вопросы современности, текущей жизни социума оказывают влияние на процесс развития человека (Дранишникова, 2000, 95); важный информирующий, просвещающий, воспитывающий общественный институт (Малькова, 2002, 14); основной партнер в диалоге с аудиторией по самым разным жизненным вопросам (Романченко, 2002, 7). В СМИ передается информация, с помощью которой «получаются новые сведения о предметах, явлениях, отношениях, событиях объективной действительности» (Гальперин, 1981, 26). Чем больше социальная информация отвечает интересам общества, чем она систематичнее, эмоциональнее, доходчивее, тем эффективнее ее влияние на человека, а соответственно и на общественные процессы. Читать далее

Byadmin

ДИСКУРС–АНАЛИЗ И ПОНИМАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Бушев Александр Борисович,

доктор филологических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин филиала ГОУ ВПО «Санкт- петербургский государственный инженерно-экономический университет» (г. Тверь, Россия)

 

ДИСКУРС–АНАЛИЗ И ПОНИМАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА


Аннотация. Статья посвящается метафоризациям экономического кризиса. Понятие «метафоризация» рассматривается в широком смысле, включающим стертые и небанальные метафоры и другие виды актуализаций, в частности такую постоянную составляющую исследуемого дискурса, как эвфемию. Статья способствует выработке оптики прочтения социального дискурса.

Ключевые слова: метафоризации, дискурс, эвфемия. Читать далее

Byadmin

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ВОСПРИЯТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ТЕКСТА (ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ)

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

 

Палеха Екатерина Сергеевна,
доцент кафедры прикладной лингвистики Казанского федерального университета, эксперт Казанского межрегионального центра экспертиз (г.Казань, Россия)

 

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ВОСПРИЯТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ТЕКСТА

(ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ)

 

Экстремизм как социально опасное явление в последнее время все чаще становится объектом обсуждения в разных областях науки и жизни и, к сожалению, объектом манипуляций. Юридическая практика ставит перед наукой вполне определенную задачу: выработка четких критериев потенциально опасных текстов, предупреждение распространения «языка вражды», распространение толерантного речевого дискурса. Читать далее

Byadmin

К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДОЛОГИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ (на материале судебного разбирательства)

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Меликян Вадим Юрьевич,

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и теории языка Южного федерального университета
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДОЛОГИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
(на материале судебного разбирательства)

Основания производства исследования:
Обращение адвоката, представляющего интересы ООО (Гостевой дом Шале «Полянка»).

Объект исследования: товарные знаки ООО Гостевой дом Шале «Полянkа», «Гостевой Дом «Шале «ПОЛЯНА», Комплекс «Полянка», Полянка, Ресторан «Полянка», Кафе «Полянка», Шале «Полянка», «Шале «ПОЛЯНА», polyanka, chaletpolyana) и ОАО («Поляна», «Гранд Отель ПОЛЯНА», «Отель Гранд ПОЛЯНА», «Гранд ПОЛЯНА»).

Цель и задача исследования: лингвистическая оценка претензий к ООО, сформулированных в исковом заявлении ОАО, поданном в Арбитражный суд Краснодарского края. Читать далее

Byadmin

Исследование стратегии уговаривания как реализации речевого агрессивного манипулирования в лингвистических экспертизах по делам о коррупции

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

 

Месропян Лилит Месроповна,

ассистент кафедры русского языка и теории языка факультета лингвистики и словесности Южного федерального университета
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

Исследование стратегии уговаривания как реализации речевого агрессивного манипулирования в лингвистических экспертизах по делам о коррупции

 

При рассмотрении речевого агрессивного манипулирования в рамках лингвистических экспертиз по делам о коррупции, часто предметом исследования выступает наличие признаков провокации или вымогательства, регулируемые Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 29.11.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовным кодексом Российской Федерации  и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О противодействии коррупции». В лингвистической плоскости данные явления рассматриваются в рамках речевого воздействия, в частности в рамках речевого манипулирования,  теории речевых актов и теории речевых жанров, где особое внимание, согласно целям экспертного исследования,  уделяется прагматическим установкам дискурса и коммуникатиным намерениям говорящих в диалогической речи. Читать далее

Byadmin

ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЭТИМОЛОГИЧЕСКИ ВОСХОДЯЩАЯ К ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКОВ)

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Кравцов Сергей Михайлович,

доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии Южного федерального университета
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

ФРАЗЕОЛОГИЯ, ЭТИМОЛОГИЧЕСКИ ВОСХОДЯЩАЯ К ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКОВ)

Фразеологические единицы (ФЕ), являющиеся относительно устойчивыми, воспроизводимыми в речи, раздельнооформленными (чаще всего в виде непредикативного сочетания слов), содержащими хотя бы один переосмысленный компонент знаками языка, обладающими целостным значением, в большинстве случаев характеризуются происхождением на национальной основе. Этимологически они восходят к национально-культурному опыту определённой этнической общности, неразрывно связаны, прежде всего, с её историческим прошлым, а также с общественно- Читать далее

Byadmin

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

 

Кудряшов Игорь Александрович,
д.филол.н., профессор кафедры русского языка и теории языка ЮФУ

(г.Ростов-на-Дону, Россия)

Полякова Анастасия Юрьевна,
магистрант, кафедра русского языка и теории языка ЮФУ
(г.Ростов-на-Дону, Россия)


АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ  СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

 

В статье определяется, что в антропоцентрическом измерении экономический дискурс представляет собой семиотическое пространство, включающее вербальные и невербальные знаки, ориентированные на обслуживание определенной профессионально-коммуникативной сферы, а также тезаурус прецедентных высказываний и текстов. Помимо семиотического пространства, в антропоцентрическое пространство экономического дискурса входят также представ­ления о типичных моделях речевого поведения и набор речевых действий и жанров, специфических для данного  типа коммуникации. Читать далее

Byadmin

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Фесенко Ольга Петровна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков,
Омский экономический институт (г.Омск, Россия)

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном образовательном пространстве, искаженном непрерывными реформами, важное место отведено обучению юристов. В контексте отношения российской политической элиты к данному направлению подготовки особое внимание приковано к качеству и содержанию обучения в юридической сфере. В результате перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО, в вузах (в том числе, и в юридических), сократились сроки обучения студентов (с пяти лет до четырех – если говорить о квалификации «бакалавр»). Читать далее

Byadmin

АФОРИЗМЫ И ТЕРМИНЫ РИМСКОГО ПРАВА В РУССКОМ И БЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКАХ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Антонюк Марина Георгиевна,
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, доцент
(г.Минск, Республика Беларусь)

 

АФОРИЗМЫ И ТЕРМИНЫ РИМСКОГО ПРАВА В РУССКОМ И БЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКАХ

 

Как известно, частное римское право оказало значительное влияние на формирование права европейских стран. Литературной оболочкой права Римского государства был латинский язык, который стал основным источником юридических терминов, понятий, афоризмов для русского, белорусского и многих европейских языков: CONSTITUTIO, рус. конституция, бел. канстытуцыя; IURISDÍCTIO, рус. Юрисдикция, бел. Юрысдыкцыя; PACTUM, рус. Пакт, бел. Пакт; PRAESCRÍPTIO, рус. Прескрипция, бел. Прэскрыпцыя; PRAESÚMPTIO, рус. Презумпция, бел. Прэзумпцыя. Читать далее

Byadmin

«ЧЕЛОВЕК МЕНЬШЕ ОБЫЧНОГО» В АСПЕКТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: МОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН ИЛИ НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Драчева Юлия Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации филологического факультета Вологодского государственного педагогического университета
(г. Вологда, Россия)

«ЧЕЛОВЕК МЕНЬШЕ ОБЫЧНОГО» В АСПЕКТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: МОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН ИЛИ НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА

В последнее время в русской разговорной речи все чаще слышится слово чмо. В письменной речи это слово мы встречаем в книгах, в газетах, на многочисленных сайтах в сети Интернет и т. д. Несколько десятков употреблений этой лексемы представлены в «Национальном корпусе русского языка» (www.ruscorpora.ru). Например: «Девятку» обогнула «Ауди».. Водитель нагнулся, опустил стекло на правой дверце, прокричал ему гневно:

– Баран безмозглый! Чмо! (А. Житков. Кафедра (2000). Цит. по www.ruscorpora.ru); Такого мужика на какое то сопливое чмо променяла! (там же); Федор Иванович был небрит, тер мерзнущие уши. «Наверняка с похмелья, – неприязненно подумала Лина. – Дилетант, лох, скотина, чмо!» (там же). Читать далее

Byadmin

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦКУРСА «БРЕНДИРОВАНИЕ И РЕКЛАМА В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Рычева Екатерина Алексеевна,
к.филол.н., ассистент кафедры русского языка и теории языка Южного федерального университета (г.Ростов-на-Дону, Россия)


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦКУРСА «БРЕНДИРОВАНИЕ И РЕКЛАМА В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»

В настоящее время к специалистам в области лингвистической экспертизы предъявляются особые требования, что обусловливает необходимость получения специфических знаний в области рекламы и брендирования.

Целями освоения дисциплины «Брендирование и реклама в маркетинговых коммуникациях» (Рычева, 2013) являются формирование знаний в области лингвистической экспертизы рекламного текста и словесных наименований, а также формирование общекультурных, универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

—                     рассмотрение специфики лингвистической экспертизы в области рекламы и брендирования;

—                     овладение навыками лингвистического анализа рекламных текстов и торговых словесных наименований. Читать далее

Byadmin

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В АСПЕКТЕ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ШОЛОХОВА)

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Мухамеджанова Алина Михайловна,
аспирант кафедры русского языка и теории языка Южного федерального университета
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В АСПЕКТЕ АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ШОЛОХОВА)

Любой текст, в том числе и художественный, являясь, с одной стороны, самодостаточным объектом, объектом материальной культуры, с другой стороны, непосредственно связан с личностью его создателя, со временем и местом написания, с конкретной ситуацией, вызвавшей то или иное литературно-художественное произведение (Бабенко, Казарин, 2003).

Текст создается для того, чтобы выразить мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире, сделать их достоянием других людей (Бахтин, 1986; Минералов, 1999). Читать далее

Byadmin

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЛИЧНОСТИ: ДИАГНОСТИКА ОЖИДАНИЙ ОТПРАВИТЕЛЯ ПО ЧАСТОТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ИМ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ АКЦЕНТИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧИ ПИСАТЕЛЕЙ-АНТИУТОПИСТОВ)

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

 

Манжелеевская Елена Вячеславовна,
к.филол.н., доцент, Южный федеральный университет
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЛИЧНОСТИ: ДИАГНОСТИКА ОЖИДАНИЙ ОТПРАВИТЕЛЯ ПО ЧАСТОТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ИМ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ АКЦЕНТИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧИ ПИСАТЕЛЕЙ-АНТИУТОПИСТОВ)

Речь человека отражает его внутренний мир, особенности мировосприятия и психики. Анализ речи отправителя с использованием лингвистических методик имеет большой потенциал, поскольку он позволяет установить личностные характеристики индивидуума, проникнуть в сферу его бессознательного, а также установить особенности его биографии (Манжелеевская, 2008, 2011, 2012). Читать далее

Byadmin

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ФРАНЦУЗСКОГО РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА

Садовникова Маргарита Николаевна,
к.филол.н., доцент кафедры романо-германской филологии ФФЖ ЮФУ
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ФРАНЦУЗСКОГО РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА

 

Ввиду прогрессивного развития рекламной деятельности выбор правильной рекламной стратегии является гарантом успешности и эффективности рекламного сообщения. Правильно разработанная рекламная стратегия представляет собой совокупность лингвистических и экстралингвистических факторов.

Языковая специфика рекламного текста должна отражать основные психологические особенности адресата, которым является мужская и женская аудитория. Гендерная ориентированность рекламного текста, являясь также залогом успешности воздействия на потребителя, включает воздействие на уровнях грамматики, лексики и стилистики рекламных сообщений. Читать далее

Byadmin

ИГРА СЛОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Меликян Анна Васильевна,
Южный федеральный университет, доцент кафедры МК и МПИЯ
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

Михайлишина Ольга Сергеевна,
Южный федеральный университет, студентка 2 курса отделения рекламы и прикладной коммуникативистики
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

ИГРА СЛОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ

 

  1. Данная статья посвящена проблеме функционирования стилистических средств в зарубежной рекламе, а частности игре слов. Для начала следует раскрыть само определение рекламы. Это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (http://reklama.rezultat.com). Читать далее
Byadmin

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Омельченко Ирина Юрьевна,
магистрант кафедры русского языка и теории языка ЮФУ

(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ

Жизнь современного человека в значительной мере связана с mass media и, в частности, с рекламой, в настоящее время перешагнувшей рамки экономической сферы. Современная реклама, будучи явлением социокультурным, отражает состояние культуры в обществе, образ жизни людей, зачастую формируя его и воздействуя на него посредством широкого комплекса методов и приемов, демонстрируя современный, живой язык. Читать далее

Byadmin

«БУШИЗМЫ» В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

 

Хохолькова Элеонора Александровна,
Южный федеральный университет, магистрант 1 курса обучения (г.Ростов-на-Дону, Россия)

 

«БУШИЗМЫ» В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ

Каждый человек принадлежит к определённой национальной культуре, включающей национальные традиции, язык, историю, литературу. Экономические, культурные и научные контакты стран и их народов делают актуальными темы, связанные с исследованием межкультурных коммуникаций, соотношения языков и культур, изучением языковой личности (http://www.gramota.ru/book/ritorika/index3.htm).

Читать далее

Byadmin

ПРОБЛЕМАТИКА КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Зубарева Анастасия Валерьевна,
Южный Федеральный Университет, магистрант 1 курса обучения
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

ПРОБЛЕМАТИКА КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

 

Многое в окружающем мире воспринимается благодаря цвету и при его помощи. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно представить сферу человеческой деятельности, в которой не присутствовал бы цветовой фактор. В культуре человечества цвет всегда имел важное значение, так как тесно связан с философским и эстетическим осмыслением мира. Читать далее

Byadmin

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛИЦИЗМОВ В РЕКЛАМЕ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Меликян Анна Васильевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры МК и МПИЯ факультета лингвистики и словесности Южного федерального университета
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

Голева Екатерина Владимировна,
Южный федеральный университет, студентка 2 курса отделения рекламы и прикладной коммуникативистики
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛИЦИЗМОВ В РЕКЛАМЕ

Проблема использования иноязычных слов в рекламных текстах и других видах рекламных обращений является актуальным объектом исследования. В данной статье нам предстоит проанализировать причины использования англицизмов в рекламе. В процессе развития общества параллельно происходит развитие языка, который всегда был открытой системой, характеризующейся динамикой и мобильностью. В настоящее время большое внимание уделяется англоязычному лингвокультурному влиянию. Читать далее

Byadmin

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ПРОТИВ КУРЕНИЯ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Меликян Анна Васильевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры МК и МПИЯ факультета лингвистики и словесности
Южного федерального университета

(г. Ростов-на-Дону, Россия)

Резникова Вероника Георгиевна,
студентка 4 курса отделения рекламы и прикладной коммуникативистики Южного федерального университета
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ПРОТИВ КУРЕНИЯ

 

Современное общество несёт в себе множество проблем. Они обусловлены определённым характером нашей истории. И для каждой существующей социальной проблемы были предпосылки в прошлом. Одной из актуальных и обсуждаемых из них является тема курения. Читать далее

Byadmin

БРЕНД-НЕЙМИНГ. ДОСТИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Меликян Анна Васильевна,
к.филол.н., доцент кафедры МК и МПИЯ,
Южный федеральный университет
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

Дуброва Валерия Сергеевна,
студентка 2 курса отделения рекламы и прикладной коммуникативистики,
Южный федеральный университет
(г. Ростов-на-Дону, Россия)

БРЕНД-НЕЙМИНГ. ДОСТИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

Проблема бренд-нейминга и способов достижения его эффективности с помощью языковых средств является актуальным объектом исследования. В данной статье мы проанализируем наиболее продуктивные экспрессивные средства. Читать далее

Byadmin

Речевой акт оскорбления: юридический и лингвистический аспект

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Каменская Ольга Юрьевна,
магистрант
ВГСПУ (г. Волгоград, Россия)

Речевой акт оскорбления: юридический и лингвистический аспект

Одной из актуальных проблем в современной лингвистической экспертизе является коллизия юридического и лингвистического понимания термина «оскорбление». Для детального изучения такого явления, как языковая агрессия в речевой коммуникации, сопоставим  эти определения с позиции языка и права. Читать далее

Byadmin

ПРОПАГАНДА ГОМОСЕКСУАЛИЗМА В РЕКЛАМЕ И СМИ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Меликян Анна Васильевна,
к.филол.н., доцент
кафедры МК и МПИЯ
Южного федерального университета
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

Бережная Ева Юрьевна,
Южный федеральный университет, студентка 4 курса отделения рекламы и прикладной коммуникативистики
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

 

ПРОПАГАНДА ГОМОСЕКСУАЛИЗМА В РЕКЛАМЕ И СМИ

Мы сталкиваемся с пропагандой каждый день, и зачастую сами этого не замечаем. В наше время любая тема может подвергнута этому явлению, не стала исключением и тема гомосексуализма, которая является довольно злободневной и трепещущей, судя по количеству информации в СМИ. Читать далее

Byadmin

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЯЗЫКОВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ В РЕКЛАМЕ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Меликян Анна Васильевна,
к.филол.н., доцент
кафедры МК и МПИЯ
Южного федерального университета
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

Тарабрина Дарья Павловна,
Южный федеральный университет, студентка 3 курса отделения
рекламы и прикладной коммуникативистики
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

 

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЯЗЫКОВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ В РЕКЛАМЕ

В наше время реклама является вполне обыденным и привычным средством распространения информации о товаре. Потребитель избалован разнообразной красивой рекламой, которая уже не производит на него прежнего эффекта. Поэтому производитель вынужден прибегать к новым средствам воздействия на потенциального покупателя через рекламу. Наиболее востребованными и эффективными являются средства манипулирования.
Существует множество определений манипуляции, однако в своей статье я остановлюсь на наиболее распространённых. Читать далее

Byadmin

ТИПЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ В.О. БОГОВОЛОВА «МОМЕНТ ИСТИНЫ» (В АВГУСТЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО)

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г

Кудряшов Игорь Александрович,
кафедра русского языка и теории языка ЮФУ, профессор

Бессонова Татьяна Михайловна,
кафедра русского языка и теории языка ЮФУ, магистрант

 

ТИПЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ В.О. БОГОВОЛОВА «МОМЕНТ ИСТИНЫ» (В АВГУСТЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО)

 

Роман «Момент истины» В.О. Богомолова – произведение сложной композиционной и стилевой структуры, но разные жизненные и стилевые пласты, «многоголосие» повествователей сведены здесь воедино, и органическое соединение их всегда дает больше, чем простую арифметическую сумму. Многое в романе вообще невозможно понять и оценить, не уловив этих постоянно переплетающихся внутренних связей и противостояний, взаимопритяжений и взаимоотталкиваний. Все это вместе делает повествование по-настоящему объективным. Читать далее

Byadmin

КОСВЕННЫЙ КОМИССИВНЫЙ АКТ КАК РЕАКЦИЯ НА ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ СТИМУЛ В ДИАЛОГЕ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Кудряшов Игорь Александрович,
кафедра русского языка и теории языка ЮФУ, профессор
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

Макова Татьяна Анатольевна,
кафедра русского языка и теории языка ЮФУ, магистрант
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

 

КОСВЕННЫЙ КОМИССИВНЫЙ АКТ КАК РЕАКЦИЯ НА ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ СТИМУЛ В ДИАЛОГЕ

 

Повышенный интерес современных лингвистов к проблемам диалогического дискурса, на наш взгляд, во многом определяется тем фактом, что анализ данной формы коммуникации позволяет проследить роль речевых средств в процессе становления, развития и поддержания межличностных отношений. Характер речевого поведения говорящего становится для адресата индикатором наличия/отсутствия подобных отношений, возможности оказания поддержки друг другу и ожидания «вознаграждения» от партнера по общению. Читать далее

Byadmin

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» НА ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТЬ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Севостьянова Елена Вячеславовна,
Шевченко Татьяна Сергеевна
,
Магистранты 1 курса
специальности «Стилистика речи. Филологический анализ текста. Лингвистическая экспертиза» факультета лингвистики и словесности Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» НА ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТЬ

В начале 21 века произошло бурное развитие информационных технологий. Компьютер стал незаменим во многих областях жизни человека (Нефёдов, 2008, 106). Сегодня человек становится всё более зависим от компьютера: электронные версии книг, пособий, журналов постепенно вытесняют бумажные, с помощью Интернета информация распространяется с космической скоростью, а общение в социальных сетях заменяет живое общение. Социальная сеть – интерактивный многопользовательский сайт, контент которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети (Бондаренко, 2010, 10). Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшую в сборник «Человеческие отношения». Читать далее

Byadmin

III Международная научно-практическая конференция «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе III Международной научно-практической конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия».

Конференция состоится 15 ноября 2013 г. и пройдет в дистанционном формате. Доклады будут размещены на сайте «Ассоциации лингвистов-экспертов Юга России» www.ling-expert.ru и в течение двух недель будет проведено их обсуждение, в ходе которого допускается корректировка авторами своих материалов. После этого осуществляется выпуск электронного сборника материалов конференции с номером ISBN, шифрами УДК и ББК. Сборник статей будет размещен на сайтах «Ассоциации лингвистов-экспертов Юга России» (www.ling-expert.ru) и кафедры русского языка и теории языка ФЛиС ЮФУ (www.ling-theory.ru) и разослан в крупнейшие вузы и библиотеки России.

Читать далее