ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Byadmin

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2013 г.

Фесенко Ольга Петровна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русского и иностранных языков,
Омский экономический институт (г.Омск, Россия)

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном образовательном пространстве, искаженном непрерывными реформами, важное место отведено обучению юристов. В контексте отношения российской политической элиты к данному направлению подготовки особое внимание приковано к качеству и содержанию обучения в юридической сфере. В результате перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО, в вузах (в том числе, и в юридических), сократились сроки обучения студентов (с пяти лет до четырех – если говорить о квалификации «бакалавр»). Такое уменьшение сроков привело к тому, что из учебных планов исчезли, в основном, дисциплины гуманитарного цикла (культурология, русский язык и культура речи, социология, политология и т.д.). Юриспруденция как направление подготовки не является в данном случае исключением. В число обязательных для изучение предметов вошли лишь философия, иностранный язык и профессиональная этика. Однако стоит отметить, что среди общекультурных компетенций одна связана с изучением родного языка (безусловно, с учетом будущей профессиональной деятельности студентов) — ОК-4, предполагающая формирование у обучающихся способности «логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь» (Стандарт «бакалавр», 2010, 5). Чаще всего вузы, стремясь сформировать данную компетенцию, оставляют в учебных планах в качестве учебного предмета только культуру речи. Отдельный блок вопросов, связанных с обучением студентов не только грамотной, но и убедительной коммуникации, включен в содержание данного курса. И если мы внимательно посмотрим на содержание тестов, предложенных студентам-юристам в качестве интернет-экзамена по дисциплине «Русский язык», то убедимся, что солидное количество вопросов в тестах посвящено теории и практике аргументации (ее типам, видам аргументов, структуре и жанрам публичного выступления и т.д.). При этом нужно хорошо понимать, что изучение основ ораторского мастерства в рамках дисциплины «Русский язык» (или «Культура речи») существенно сокращает объем часов, предназначенных для освоения теории аргументации и выработку конкретных речевых умений и навыков. Пожалуй, в такой ситуации можно говорить лишь о том, что выпускник научится грамотно (без орфографических, пунктуационных, речевых и других видов ошибок – в лучшем случае) создавать устные и письменные юридические тексты. Высокопрофессионально аргументировать, убеждать, а иногда и манипулировать (юридическая сфера деятельности требует подобных навыков, например, при проведении допроса) научить за очень ограниченное количество занятий практически невозможно. Кроме того, несмотря на то, что языковая общекультурная компетенция в стандарте четко сформулирована, в перечень проектируемых результатов коммуникативные и речевые умении не включены (Стандарт «бакалавр», 2010, 9). Поэтому когда перед вузом встает вопрос о том, какие дисциплины включить в учебный план, заполняя его вариативную часть, то выбирать приходится между социологией, политологией, латинским языком, психологией и педагогикой и т.д. Два языковедческих курса в рамках родного русского языка (не считая латыни и иностранного языка) отстоять бывает чрезвычайно сложно.

Возникает закономерный вопрос – какого специалиста мы готовим для нашего государства? Юриста, знающего законы и умеющего заполнять профессиональные документы, но не способного убедить в своей правоте и отстоять свои позиции и взгляды, не способного грамотно просвещать свой народ (а правовое просвещение – одна из обязанностей специалиста данной профессиональной сферы).

Однако, возможно, не все так печально. Основы ораторского мастерства (как бы мы не назвали этот курс в учебном плане – риторика, ораторское искусство, судебное красноречие и т.д.) могут найти свое место в учебных планах магистратуры. Связано это с тем, что в тексте ФГОС по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» есть общекультурная компетенция (04) – «Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения» (Стандарт «магистр», 2010, 5). Кроме того, в данном стандарте сформулированы проектируемые результаты, напрямую связанные с формированием навыков ораторского мастерства у студентов: «обучающийся должен уметь дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах» (Стандарт «магистр», 2010, 8). К сожалению, в современной России абсолютное большинство выпускников не планирует поступать в магистратуру. Это связано и с ограниченным количеством бюджетных мест для магистрантов, и невостребованностью степени магистра в рамках профессиональной сферы. Такое положение дел приведет к тому, что среди юристов будет крайне мало талантливых и опытных ораторов. Высокопрофессиональных адвокатов, следователей, юрисконсультов практически не останется, поскольку все эти специалисты должны уметь спорить, отстаивать свои позиции, внятно и убедительно разъяснять населению их права, обязанности и т.д. Конечно, в процессе профессиональной деятельности любой специалист обучается, повышает свою квалификацию, достигает определенных положительных результатов несмотря на пробелы в образовании. Однако это процесс долговременный. Ускорить его может включение курса ораторского мастерства в перечень обязательных для освоения дисциплин в рамках направления подготовки «Юриспруденция» (уже на ступени бакалавриата). Пока же этого не произошло, педагоги высшей школы стараются восполнить пробелы, вызванные реформами образования, другими методами и средствами. Результативней всего это сделать за счет часов, выделенных на самостоятельную работу студентов (при условии четкой постановки учебных задач и качественного консультирования обучающихся). Сегодня у преподавателя вуза есть множество возможностей создать видео-лекции, использовать материалы сети «Интернет» (среди которых встречаются очень удачные примеры адвокатских выступлений; упражнений, направленных на развитие дикции; рекомендаций по подготовке к публичным выступлениям и т.д.). Чрезвычайно полезными в этом отношении могут быть специально подготовленные практикумы (учебно-методические издания), содержащие набор упражнений, необходимых для формирования некоторых речевых коммуникативных умений и навыков (например: Коренева, 2012; Трунов, 2009), и указания по выполнению этих упражнений с образцами и алгоритмами. Приведем лишь некоторые из таких заданий, составленных нами:

1. Найдите в тексте тезис (если он явно представлен в тексте) или сформулируйте его самостоятельно (если тезис прямо в тексте не выражен). Определите способ введения тезиса в текст. Попробуйте объяснить, как зависит выбор способа введения тезиса в текст от цели коммуникантов и содержания общения.

Жеглов спросил меня медленно, как будто между прочим:

– Ты чего молчишь? Устал? Или чем недоволен?

Я поерзал, ответил уклончиво:

– Да как тебе сказать… Сам не знаю…

– А ты спроси у себя – и узнаешь!

Я помолчал мгновение, собрался с духом и тяжело, будто языком камни ворочал, сказал:

– Недоволен я… Не к лицу нам… Как ты с кирпичом…

– Что-о? – безмерно удивился Жеглов. – Что ты сказал?

– Я сказал… — окрепшим голосом произнес я, перешагнув первую, самую невыносимую ступень выдачи неприятной правды в глаза. – Я сказал, что мы, работники МУРа, не можем действовать шельмовскими методами!

– Жеглов так удивился, что даже не осерчал. Он озадаченно спросил:

– Ты что, белены объелся? О чем ты говоришь?

– Я говорю про кошелек, который ты засунул Кирпичу за пазуху. (Г. Вайнер, А. Вайнер «Эра милосердия» — начало спора между Глебом Жегловым и Владимиром Шараповым после ареста карманника по прозвищу Кирпич).

2. Определите вид вступления. Какие приемы привлечения внимания использованы в начале публичной речи? Почему именно такой вид вступления выбрал оратор?

— Господа присяжные заседатели!

Особенный интерес в публике обыкновенно возбуждают такие дела, в которых прокурор и защитник между собою диаметрально расходятся, когда один не сомневается в виновности, а другой не сомневается в невинности подсудимого. Таково именно и настоящее дело. Для меня, например, совершенно ясно, что М-ва никакой брошки у Елагиной не похищала. А затем, вопрос, о том, кто же, собственно, украл эту брошку, меня нисколько не интересует. Это вопрос действительно важный, но только не для меня, а для полиции и для обвинения. Но полиция и обвинение его совсем не выяснили. (С.А. Андреевский «Дело о краже изумрудной брошки»).

3. Определите вид вступления и концовки. Какие приемы привлечения внимания использованы в начале выступления? Какой способ расположения информации лег в основу текста? Каково назначение выступления (информирование или убеждение)? Применяются ли схемы выдвижения? Если да, то какие именно?

— Граждане! – сказал Остап, открывая заседание. – Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы. Я не стану говорить вам о цели нашего собрания – она вам известна. Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные дети, находятся без призора. Эти цветы улицы, или, как выражаются пролетарии умственного труда, цветы на асфальте, заслуживают лучшей участи. Мы, господа присяжные заседатели, должны им помочь. И мы, господа присяжные заседатели, им поможем. ‹…› Товарищи! – продолжал Остап. – Нужна немедленная помощь. Мы должны вырвать детей из цепких лап улицы, и мы вырвем их оттуда. Поможем детям. Будем помнить, что дети – цветы жизни. Я приглашаю вас сейчас же сделать свои взносы и помочь детям, только детям, и никому другому. Вы меня понимаете?

Остап вынул из бокового кармана квитанционную книжку.

— Попрошу делать взносы. Ипполит Матвеевич подтвердит мои полномочия. ‹…›

— В порядке старшинства, господа. – сказал Остап, — начнем с уважаемого Максима Петровича. (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

4. Прочтите диалоги. Объясните причины коммуникативных неудач.

— Денис Григорьев! – начинает следователь. – Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на сто сорок первой версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

— Чаво?

Так ли все это было, как объясняет Акинфов?

— Знамо, было.

— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

— Чаво?

— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?

— Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок. (А.П. Чехов «Злоумышленник»).


Список литературы:

  1. Коренева А.В. Вузовский курс «ораторское искусство» в профессиональной подготовке будущих юристов // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. Материалы II-ой Международной научно-практической конференции / Отв. ред.В.Ю. Меликян. Вып. 2. Ростов н/Д: Дониздат, 2012. – С. 233-240
  2. Трунов И. Л., Мельник В.В. Искусство речи в суде присяжных: учебно-практическое пособие. М.: Высшее образование, 2009. 664 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») от 4 мая 2010 года. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») от 14 декабря 2010 года. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1763-1.pdf

Об авторе

admin administrator