ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Byadmin

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2014 г.

Гладченкова Наталья Николаевна,
к.пед.н.., доцент кафедры педагогики Академии психологии и педагогики Южного федерального университета
(г.Ростов-на-Дону, Россия)

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Современная  политическая, экономическая и социальная ситуация в России и мире предъявляют новые требования к условиям и результатам подготовки специалистов для различных сфер профессиональной деятельности. Особое внимание российского государства и общества приковано к модернизационным процессам в педагогическом образовании, поскольку учитель является “живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра” (Ушинский, 1990) и от его усилий зависит воспитание поколений, уважительно относящихся к законам, умеющих использовать правовые знания в жизни и в профессиональной деятельности, реализовывать свои права и соблюдать установленные правовые нормы.

Педагогическая деятельность напрямую связана правовым воспитанием школьников и формированием их правовой культуры.  В профессиональные обязанности педагогических работников (учителей, классных руководителей, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и т.д.) входят: развитие самостоятельности, инициативы, формирование активной гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, воспитание у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни,  уважение к праву, законам, законности и правопорядку.  И от уровня правовой компетентности педагога напрямую зависит качество правового воспитания подрастающих поколений (Е. Л. Болотова, Г.П. Давыдов М.В. Матехина, Т.И. Шамова,  Е.В. Шиврина и другие).

В Профессиональном стандарте педагога (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н) перечисляются следующие компоненты правовой компетентности педагогических работников:

  • знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
    • соблюдение законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и трудового законодательства;
    • понимание истории, теории, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роли и места образования в жизни личности и общества;
    • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики;
    • умение общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их,
    • способность защитить достоинства и интересов обучающихся, оказать помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
    • следование нормативно-правовым, руководящим и инструктивным документам, регулирующим организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).
    • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
    • взаимодействие с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами в интересах ребенка (Профстандарт).

В нынешних условиях происходит интенсивное обновление законодательства в сфере образования, осуществляется  диверсификация образовательных программ, меняются методы регулирования прав и обязанностей педагогических работников. В этих обстоятельствах учитель призван не только формировать у школьников правовую культуру,  но и сам активно осваивать правовое пространство.  Актуальная проблема рассогласования запросов общества к уровню правовой компетентности педагога и имеющейся практикой подготовки учителя (не зависимо от его “предметной” ориентации) до сих пор решается недостаточно продуктивно. Анализ результатов исследований (5) и собственные наблюдения показывают, что молодые учителя недостаточно разбираются в  нормативно-правовых и организационных основах деятельности образовательных организаций различного уровня,  не  достаточно знают о формах государственно общественного управления, не понимают правовых основ финансирования современной школы, не владеют информацией о регулировании труда педагогических работников, в том числе, на основе эффективного контракта.

Эти и другие причины обусловили включение в образовательную программу подготовки учителей русского языка, литературы и иностранного языка курса “Основы образовательной политики и права”  (общая трудоемкость (в ЗЕТ) – 2 зачетные единицы). Данный курс реализуется на 3 году обучения (уровень бакалавриата, направление подготовки — 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета.

По своим целям и содержанию курс “Основы образовательной политики и права”  относится к общепрофессиональному  блоку дисциплин и является преемственным с другими курсами педагогики  (1-2 курс – “Введение в педагогическую деятельность”,  “Теоретической педагогикой” и “Практической педагогикой”), обеспечивая готовность педагогов  к работе в условиях современных правовых отношений и стратегии управления организаций образования. К последующим учебным дисциплинам, для которых необходимы знания, умения, навыки, формируемые “Основами образовательной политики и права”, относятся все виды учебной практики и выполнение научно-исследовательской работы. Примечательно, что компетенции, полученные в рамках педагогически-ориентированного курса, могут  быть дополнены специальными компетенциями на уровне обучения в магистратуре, в частности, по программе “Стилистика речи. Филологический анализ текста. Лингвистическая экспертиза”.

Цель изучения курса “Основы образовательной политики и права” состоит в освоении основ государственной политики в сфере образования, в овладении будущими педагогами началами правовых знаний и управленческих компетенций,  в проектировании своей профессионально-образовательной траектории с учетом существующих правовых возможностей, норм и ограничений. Принципами изучения курса “Основы образовательной политики и права” являются:

• принцип опережающего образования (акцент делается на рассмотрение незавершенных тенденций, перспективных направлений развития российской образовательной системы на всех ее уровнях);

• культуросообразность (рассмотрение инновационных процессов в образовании осуществляется на широком культурно-историческом, политико-экономическом и институциональном фоне);

• историзм (правовые и любые инновационные явления и процессы рассматриваются в логике их возникновения, взаимодействия и перспективного развития);

• проектность (правовые и стратегические управленческие процессы в российском образовании рассматриваются как непрерывно совершающийся процесс проектирования, реализации и рефлексии результатов).

Содержание курса включает два учебных модуля:

— Модуль 1 — “Основы теории образовательного права”, — предполагающий освоение таких тем, как “Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики” “ Общее понятие образовательного права”, “ Образовательная система”, “Государственный образовательный стандарт и образовательные программы”;

— Модуль 2 — “Прагматика образовательного права”,  аккумулирующий такие темы, как “Система, правовой статус и правовое регулирование образовательных учреждений”,  “ Правовой статус субъектов образования”, “Правовые основы управления образованием”.

В частности, тема “Правовые основы управления образованием”  предполагает изучение следующих вопросов: исследование качества образования; педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса; правовое регулирование качества образования; научные подходы к организации управления образованием; управление развитием образовательного учреждения;  менеджмент педагогических систем; эффективный контракт педагога; и другие.

Основу технологий преподавания курса «Основы образовательной политики и права» составляют ориентированные на современную образовательную ситуацию виды и формы учебно-профессиональной деятельности. В первую очередь используются деятельностные педагогические технологии:

• проблемная лекция – лекционная форма, в которой студенты вместе с преподавателем участвуют в процессе экспертизы и оценки существующей правовой ситуации;

• анализ конкретных ситуаций (case-study), предполагающий определение проблем в сфере правового регулирования образования, их коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

• семинар-дискуссия, в течение которого выявляются проблемы и перспективы развития правовой базы образования, механизмов правового регулирования возникающих в образовании отношений и пр.;

• «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;

•   проектные технологии, обуславливающие создание студентами собственных “образовательных продуктов” – образовательных программ школ, концепций и программ развития образовательных организаций и т.д.

Поскольку обучение в ЮФУ предполагает балльно-рейтинговую систему оценивания результатов, то студенты самостоятельно подготавливают реферативные работы по актуальным проблемам образовательной политики и права.  Например, будущие учителя исследуют образовательные проблемы и методы их разрешения в контексте “Закона об образовании в Российской федерации”  и областного закона “ Об образовании в Ростовской области” , изучают правовой статус  Alma mater  и  управленческую структуру ЮФУ,  анализируют современные подходы к аккредитации, аттестации и лицензированию общеобразовательных организаций, формулируют свою позицию в отношении нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи и пр.

Так создаются условия для подготовки социально активного  и компетентного учителя, знающего правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, освоившего правила функционирования системы образования и осуществления педагогической деятельности, ценностно относящегося к правам ребенка и  субъектам образования в целом.

 

Список литературы:

  1. Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 N 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (принят ЗС РО 29.10.2013) — http://www.rostobr.ru/
  2. Профессиональный стандарт. Педагог  (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (учитель, воспитатель) — Российская газета — http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
  3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т./ К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егорова.- М.: Педагогика,1990.- 416 с.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  5. Хасия Т. В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / Т. В. Хасия // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.

 

Об авторе

admin administrator