ПРОПАГАНДА ПЕДОФИЛИИ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ «ОПАСНОГО» КОНТЕНТА, ВЫРАЖЕННОГО В ЯЗЫКОВОЙ ФОРМЕ

Byadmin

ПРОПАГАНДА ПЕДОФИЛИИ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ «ОПАСНОГО» КОНТЕНТА, ВЫРАЖЕННОГО В ЯЗЫКОВОЙ ФОРМЕ

Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2014 г.

Гончарова Юлия Александровна,
к.социол.н., магистр филологии, генеральный директор Федерального Департамента Независимой Судебной Экспертизы
(г. Санкт-Петербург, Россия)

ПРОПАГАНДА ПЕДОФИЛИИ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ «ОПАСНОГО» КОНТЕНТА, ВЫРАЖЕННОГО В ЯЗЫКОВОЙ ФОРМЕ

Общественно-политические изменения, последовавшие за распадом Советского Союза, привели к изменениям в языке и коммуникации.

За отменой политической цензуры последовало исчезновение цензуры языковой, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики.

В условиях свободы слова значительно расширился доступ людей к информации. Расширилось и само информационное пространство за счет подключения к глобальной сети Интернет, а также различного вида технических устройств для передачи информации во всевозможных ее формах.

Мнимая «безнаказанность», которую почувствовали пользователи сети Интернет, привела к существенному увеличению в сознании людей степени публично допустимого в разговорной речи, расширилась психологическая готовность носителей языка позволить себе «речевые вольности».

Свобода слова обернулась речевой вседозволенностью, и в этой ситуации язык стал орудием преступлений, среди которых:

—       злоупотребление свободой массовой информации;

—       распространение информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей;

—       манипулятивное использование языка / языковой подмены, что создает прецедент для неоднозначной трактовки спорного текста, например, договоров, контрактов, расписок и т.п.;

—       плагиат (речевое воровство), или нарушение авторского права;

—       распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина;

—       унижение чести и достоинства человека, выраженное с помощью языковых средств в неприличной форме (оскорбление);

—       оскорбление религиозных чувств верующих;

—       доведение человека до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз или систематического унижения человеческого достоинства, выраженного в языковой форме;

—       вымогательство, осуществляемое под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, либо под угрозой распространения сведений, позорящих гражданина или его близких и т.п.;

—       понуждение гражданина к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы;

—       возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе;

—       призывы к сепаратизму и др.

Не меньшую угрозу представляет собой пропаганда суицида, наркомании, алкоголизма, проституции, преступности и других видов асоциального поведения, пропаганда насилия и жестокости, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, половых извращений, а особенно пропаганда педофилии.

«Плодородной почвой» для совершения отмеченных выше языковых преступлений стало пространство информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет, активным пользователем которой является молодое поколение – наиболее уязвимая для деструктивного влияния аудитория.

Содержащиеся в словарных статьях академических и свободных изданий определения понятия «пропаганда», сводятся к общему «знаменателю» – пропаганда есть «распространение в обществе каких-либо идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения» (Ожегов, 2003; Ефремова, 2009; Философский энциклопедический словарь, 1983; Новая философская энциклопедия, 2001). С помощью сети Интернет распространение любой информации, в том числе «опасной», происходит за считанные секунды.

«Опасная» информация может иметь как «прямую» (непосредственную), так и «косвенную» (опосредованную) форму распространения.

Напрямую «опасную» информацию распространяют интернет ресурсы, содержащие «порно рассказы», или «секс рассказы» – подробное, детализированное описание сексуальных взаимоотношений.

На таких интернет ресурсах наряду с «традиционными» размещаются порно рассказы, в которых описываются сексуальные взаимоотношения, относящиеся к половым извращениям и объединенные в следующие категории: «зоо» (зоофилия), «инцест» (инцестофилия), «экзекуция» (садизм, мазохизм), «группа» (триолизм и сексуальный плюрализм), в том числе  «подростки» (педофилия) (Большой психологический словарь, 2009).

К таким интернет ресурсам можно отнести, например: http://story.neskromnie.ru, http://xtext.ru, http://vuku.tv/porno_rasskazy, http://sexstory.com.ua и др.

Опосредованно «опасная» информация распространяется с помощью интернет ресурсов, содержание которых направлено на создание «положительного» контекста данного явления, продуцирование «сочувствия» или «сопереживания» к участникам или приверженцам сексуальных взаимоотношений с детьми, закрепление педофилии на сознательном и подсознательном уровне в качестве «нормы» (например,  «О пользе сексуальных наслаждений для детей» Михаила Армалинского http://www.mipco.com/win/GEr143.html), а также направленные на «легализацию» подобного рода взаимоотношений.

Авторы подобных текстов прибегают к манипулированию подаваемой ими информацией. Используют, так сказать «мягкую», «неагрессивную» форму пропаганды. Основными способами манипулирования информацией в подобных случаях являются:

  • искажение и умолчание;
  • подмена понятий;
  • а также использование эвфемизмов, которые вуалируют или маскируют суть явления (Белокурова, 2011).

В качестве критериев «языковой» информации, пропагандирующей педофилию, следует отметить формальные («план выражения») и содержательные («план содержания»).

«План выражения»:

—       частотность (количество интернет ресурсов, содержащих идентичную «опасную» информацию, выраженную в языковой форме);

—       объем (соотношение «площади» интернет ресурса, занимаемой «опасной» информацией, по отношению к «неопасной»).

«План содержания»:

—       тема, или тематика того или иного контента («опасный» / «неопасный»);

—       наличие / отсутствие сюжета (сюжетных линий);

—       индивидуализация / деиндивидуализация «героев»;

—       детальность описания половых органов, сцен сексуального взаимодействия («прямой ракурс», «крупный план»);

—       натуралистичность описания различных форм сексуальной активности (подробная фиксация физиологии того или иного фрагмента сексуальных отношений, либо анатомо-физиологических подробностей половых органов, актов естественных отправлений человеческого организма и пр.)

—       описание девиантных вариантов сексуального поведения (педофилии, инцестофилии, садомазохизма, некрофилии, зоофилии и т.п.);

—       наличие / отсутствие приемов вуалирования, маскировки сути педофилии как явления, противоречащего всем социальным нормам (употребление стилистически нейтральных слов или выражений вместо синонимичных языковых единиц, являющихся неприличными, вульгарными, грубыми по своей форме);

—       наличие / отсутствие приемов манипуляции информацией (искажение, утаивание, способ подачи информации и др.).

При проведении лингвистической экспертизы указанные критерии позволяют идентифицировать «опасный» языковой контент, пропагандирующий педофилию. Таким образом, проведение лингвистической экспертизы является необходимым условием правового обеспечения безопасности информационного пространства.

 

Список литературы

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2011.
  2. Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М, 2009.
  3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. – М., 2009.
  4. 4. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина. М., 2001.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
  6. Философский энциклопедический словарь. / Под ред.: Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова. М., 1983.

Об авторе

admin administrator