Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2014 г.
Гончарова Юлия Александровна,
к.социол.н., магистр филологии, генеральный директор Федерального Департамента Независимой Судебной Экспертизы
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПРОПАГАНДА ПЕДОФИЛИИ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ «ОПАСНОГО» КОНТЕНТА, ВЫРАЖЕННОГО В ЯЗЫКОВОЙ ФОРМЕ
Общественно-политические изменения, последовавшие за распадом Советского Союза, привели к изменениям в языке и коммуникации.
За отменой политической цензуры последовало исчезновение цензуры языковой, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики.
В условиях свободы слова значительно расширился доступ людей к информации. Расширилось и само информационное пространство за счет подключения к глобальной сети Интернет, а также различного вида технических устройств для передачи информации во всевозможных ее формах.
Мнимая «безнаказанность», которую почувствовали пользователи сети Интернет, привела к существенному увеличению в сознании людей степени публично допустимого в разговорной речи, расширилась психологическая готовность носителей языка позволить себе «речевые вольности».
Свобода слова обернулась речевой вседозволенностью, и в этой ситуации язык стал орудием преступлений, среди которых:
— злоупотребление свободой массовой информации;
— распространение информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей;
— манипулятивное использование языка / языковой подмены, что создает прецедент для неоднозначной трактовки спорного текста, например, договоров, контрактов, расписок и т.п.;
— плагиат (речевое воровство), или нарушение авторского права;
— распространение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина;
— унижение чести и достоинства человека, выраженное с помощью языковых средств в неприличной форме (оскорбление);
— оскорбление религиозных чувств верующих;
— доведение человека до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз или систематического унижения человеческого достоинства, выраженного в языковой форме;
— вымогательство, осуществляемое под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, либо под угрозой распространения сведений, позорящих гражданина или его близких и т.п.;
— понуждение гражданина к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы;
— возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе;
— призывы к сепаратизму и др.
Не меньшую угрозу представляет собой пропаганда суицида, наркомании, алкоголизма, проституции, преступности и других видов асоциального поведения, пропаганда насилия и жестокости, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, половых извращений, а особенно пропаганда педофилии.
«Плодородной почвой» для совершения отмеченных выше языковых преступлений стало пространство информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет, активным пользователем которой является молодое поколение – наиболее уязвимая для деструктивного влияния аудитория.
Содержащиеся в словарных статьях академических и свободных изданий определения понятия «пропаганда», сводятся к общему «знаменателю» – пропаганда есть «распространение в обществе каких-либо идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения» (Ожегов, 2003; Ефремова, 2009; Философский энциклопедический словарь, 1983; Новая философская энциклопедия, 2001). С помощью сети Интернет распространение любой информации, в том числе «опасной», происходит за считанные секунды.
«Опасная» информация может иметь как «прямую» (непосредственную), так и «косвенную» (опосредованную) форму распространения.
Напрямую «опасную» информацию распространяют интернет ресурсы, содержащие «порно рассказы», или «секс рассказы» – подробное, детализированное описание сексуальных взаимоотношений.
На таких интернет ресурсах наряду с «традиционными» размещаются порно рассказы, в которых описываются сексуальные взаимоотношения, относящиеся к половым извращениям и объединенные в следующие категории: «зоо» (зоофилия), «инцест» (инцестофилия), «экзекуция» (садизм, мазохизм), «группа» (триолизм и сексуальный плюрализм), в том числе «подростки» (педофилия) (Большой психологический словарь, 2009).
К таким интернет ресурсам можно отнести, например: http://story.neskromnie.ru, http://xtext.ru, http://vuku.tv/porno_rasskazy, http://sexstory.com.ua и др.
Опосредованно «опасная» информация распространяется с помощью интернет ресурсов, содержание которых направлено на создание «положительного» контекста данного явления, продуцирование «сочувствия» или «сопереживания» к участникам или приверженцам сексуальных взаимоотношений с детьми, закрепление педофилии на сознательном и подсознательном уровне в качестве «нормы» (например, «О пользе сексуальных наслаждений для детей» Михаила Армалинского http://www.mipco.com/win/GEr143.html), а также направленные на «легализацию» подобного рода взаимоотношений.
Авторы подобных текстов прибегают к манипулированию подаваемой ими информацией. Используют, так сказать «мягкую», «неагрессивную» форму пропаганды. Основными способами манипулирования информацией в подобных случаях являются:
В качестве критериев «языковой» информации, пропагандирующей педофилию, следует отметить формальные («план выражения») и содержательные («план содержания»).
«План выражения»:
— частотность (количество интернет ресурсов, содержащих идентичную «опасную» информацию, выраженную в языковой форме);
— объем (соотношение «площади» интернет ресурса, занимаемой «опасной» информацией, по отношению к «неопасной»).
«План содержания»:
— тема, или тематика того или иного контента («опасный» / «неопасный»);
— наличие / отсутствие сюжета (сюжетных линий);
— индивидуализация / деиндивидуализация «героев»;
— детальность описания половых органов, сцен сексуального взаимодействия («прямой ракурс», «крупный план»);
— натуралистичность описания различных форм сексуальной активности (подробная фиксация физиологии того или иного фрагмента сексуальных отношений, либо анатомо-физиологических подробностей половых органов, актов естественных отправлений человеческого организма и пр.)
— описание девиантных вариантов сексуального поведения (педофилии, инцестофилии, садомазохизма, некрофилии, зоофилии и т.п.);
— наличие / отсутствие приемов вуалирования, маскировки сути педофилии как явления, противоречащего всем социальным нормам (употребление стилистически нейтральных слов или выражений вместо синонимичных языковых единиц, являющихся неприличными, вульгарными, грубыми по своей форме);
— наличие / отсутствие приемов манипуляции информацией (искажение, утаивание, способ подачи информации и др.).
При проведении лингвистической экспертизы указанные критерии позволяют идентифицировать «опасный» языковой контент, пропагандирующий педофилию. Таким образом, проведение лингвистической экспертизы является необходимым условием правового обеспечения безопасности информационного пространства.
Список литературы
Об авторе