ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА

Byadmin

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015

Гладченкова Наталья Николаевна,
к.пед.н.., доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г.Ростов-на-Дону, Россия)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА

Последние десятилетия ознаменовались интенсивными изменениями в российском законодательстве,  ориентированном на сферу образования.   Происходит трансформация образовательных программ на всех уровнях – от детских садов до системы повышения квалификации учителей. Активно меняются методы регулирования прав и обязанностей педагогических работников и всех остальных субъектов образования.

Однако, по мнению исследователей [1], далеко не все учителя готовы к правовым изменениям в профессиональной деятельности, в частности, молодые.  Действующие в педагогических вузах программы, учебники и учебные пособия по психолого-педагогическим  и  социально-экономическим дисциплинам либо совсем не рассматривают вопросы формирования правовой культуры учителя и правового воспитания учащихся, либо только обозначают их. В лучшем случае  содержание преподаваемых курсов составляют сведения об отдельных правовых нормах и декларациях. Недостаточно изучаются и проблемы профилактики правонарушений и диагностики уровней правовой воспитанности школьников.Не решается задача закрепления  полученной теории во время прохождения студентами практики в школе.

Становится очевидным, что правовая подготовка – это не только прерогатива  выпускников юридических вузов и факультетов,  нацеленных на подготовку специалистов, деятельность которых связана с поддержанием правопорядка и законности. Формирование правовой культуры будущих учителей становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки, поскольку педагогическая деятельность напрямую связана правовым воспитанием школьников и становлением их правовой культуры(Е. Л. Болотова, Г.П. Давыдов М.В. Матехина, Т.И. Шамова,  Е.В. Шиврина и другие).Сегодня в профессиональные обязанности педагогических работников (учителей, классных руководителей, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и т.д.) входят: развитие самостоятельности, инициативы, формирование активной гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, воспитание у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни,  уважение к праву, законам, законности и правопорядку[3;5]. Среди современных компетенций учителя выделяются — обеспечение правовой защиты личности ребенка (в частности, достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях, психолого-педагогическая поддержка  и пр.), соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики (в частности, следование нормативно-правовым, руководящим и инструктивным документам, регулирующим организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) и взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими педагогическими работниками и психологами в интересах ребенка).

Таким образом, правовая подготовка будущих учителей имеет свою специфику. И здесь нельзя ограничиться знакомством с российскими законодательными актами в сфере образования. Представляется важным принципиальная переориентация содержания и технологий  обучения учителей в области права. В частности, утверждение новых подходов к определению правопонимания и воспитания личности педагога вообще, поскольку учитель сегодня не только узкий специалист — предметник, но и социальный менеджер[1].

 

На решение этих задач нацелен учебный курс “Основы образовательной политики и права”, который включен в образовательную программу подготовки учителей русского языка, литературы и иностранного языка (уровень бакалавриата, направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета.Данный курс реализуется на 3 году обучения будущих учителей-филологов.  Общая трудоемкость (в ЗЕТ) – 2 зачетные единицы.

Содержание курса включает два учебных модуля:

1) “Основы теории образовательного права”, который состоит из таких тем, как “Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики” “ Общее понятие образовательного права”, “ Образовательная система”, “Государственный образовательный стандарт и образовательные программы”;

2)  “Прагматика образовательного права”,  который рассматривает такие темы, как “Система, правовой статус и правовое регулирование образовательных учреждений”,  “ Правовой статус субъектов образования”, “Правовые основы управления образованием”.

В частности, тема “Правовые основы управления образованием”  предполагает изучение следующих вопросов: исследование качества образования; педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса; правовое регулирование качества образования; научные подходы к организации управления образованием; управление развитием образовательного учреждения;  менеджмент педагогических систем; эффективный контракт педагога; и другие.

Однако существенным отличием в преподавании курса является то, что мы отходим от  традиционных для высшей школы информационно-просветительского и утилитарного подходов. Вслед за  А.А. Шайдуровым[4] считаем, что  при информационно-просветительском  подходе обучениеориентировано только на знакомство с правовым знанием, а содержание курса в рамках отведенного времени не  только не охватывает широкий круг проблем в сфере права, но и не соответствует задачам формирования правовой культуры учителей. Утилитарный подход характеризуется передачей  лишь тех специфических знаний, которые будут применимы выпускниками в сфере образования.

В системе педагогической подготовки мы применяем правовоспитательный подход, которыйорганично сочетает правовоеобучения и воспитание. Будущие учителя, независимо от специфики профиля подготовки, осваивают право  как целостное общественное явление, учатся понимать значение права в регулировании общественных отношений, уважать его нормы и принципы. Процесс  формирования правовой культуры учителя осуществляется не только через восприятие определенной системы запретов, но и через выявление нравственного контекста нормы и становление  нравственной позиции личности.

В этой связи в преподавании  курса “Основы образовательной политики и права”  в первую очередь используются смысло-деятельностные педагогические технологии:

• проблемная лекция – лекционная форма, в которой студенты вместе с преподавателем участвуют в процессе экспертизы и оценки существующей правовой ситуации;

• анализ конкретных ситуаций (case-study), предполагающий определение проблем в сфере правового регулирования образования, их коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

• семинар-дискуссия, в течение которого выявляются проблемы и перспективы развития правовой базы образования, механизмов правового регулирования возникающих в образовании отношений и пр.;

 

• «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;

•   проектные технологии, обуславливающие создание студентами собственных “образовательных продуктов” – образовательных программ школ, концепций и программ развития образовательных организаций и т.д.[2].

Важным дидактическим аспектом в обеспечении качества преподавания данного курса является активизация самостоятельной работы студентов. Поскольку универсальных учебников по курсу не существует, а нормативные документы постоянно редактируются, дополняются, пересматриваются, то большое внимание отводится формированию у будущих учителей компетенции поиска новых нормативных актов Интернете, в периодических изданиях, в книжных магазинах.  В ходе самостоятельной работы студенты-филологи  составляют тесты, готовят тематические обзоры, перекрестные опросы, дискуссии и другое.

Одна из технологий освоения права в сфере образования — решение проблемно-ситуационных задач по применению изучаемых документов в деятельности педагога как простого учителя или будущего управленца  (завуча или  директора). Будущие педагоги  помимо владения нормативными документами и инструкциями должны хорошо представлять себе реальное положение  дел в современных образовательных организациях (школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования и т.п.), обладать компетенцией в области психологии субъектов образования ( в частности, учащихся, родителей, педагогов, администрации и других), детской физиологии, частных методик и т.п. Но видеть за текстом инструкции конкретного ребенка – вот самая важная компетенция современного учителя.

Студентам-филологам приходится осваивать непривычную для них законотворческую, юридическую лексику и построение фраз, доказывать свою правоту на основе законов,формулировать свою позицию с опорой на нормативные документы, находить компромисс между существующими нормами и реальной ситуацией, применяя  нормативный акт к каждой конкретной ситуации. Важно, чтобы будущие педагоги ориентировались в государственной политике России, знали органы государственной власnи, понимали содержание законов, указов и других нормативно-правовых документов. С той целью организуются встречи с управленцами в сфере образования, разыгрываются возможные педагогические ситуации, ведутся дискурсы и семинары-практикумы,  осваиваются технологии Интернет-консультирования по юридическим и правовым вопросам и прочее.

Таким образом, формирование правовой культуры будущего учителя-филолога — одна из ведущих составляющих его профессионально-педагогического образования. Современные требования к уровню подготовки выпускников обуславливают поиск новых дидактических средств реализации курса “Основы образовательной политики и права”и применение смысло-деятельностных технологий обучения,  направленных  на воспитание правовой культуры педагога,  стойких мировоззренческих убеждений и последовательной правовой позиции.

 

Список литературы:

  1. Будкина Л.В., Быстрова Л.В. Правовая культура педагога как условие успешной правовой социализации учащейся молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2 — URL: www.science-education.ru/102-5816.
  2. Гладченкова Н.Н.Правовая подготовка как условие становления профессиональной компетентности современного  педагога //Cб. материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2014 г. — URL:http://www.ling-expert.ru/conference/langlaw4/gladchenkova.html
  3. Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 N 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (принят ЗС РО 29.10.2013) – URL: http://www.rostobr.ru/
  4. Шайдуров Алексей Альбертович. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей: Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : Екатеринбург, 2001, 207 c.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Об авторе

admin administrator