Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015
Гладченкова Наталья Николаевна,
к.пед.н.., доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г.Ростов-на-Дону, Россия)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА
Последние десятилетия ознаменовались интенсивными изменениями в российском законодательстве, ориентированном на сферу образования. Происходит трансформация образовательных программ на всех уровнях – от детских садов до системы повышения квалификации учителей. Активно меняются методы регулирования прав и обязанностей педагогических работников и всех остальных субъектов образования.
Однако, по мнению исследователей [1], далеко не все учителя готовы к правовым изменениям в профессиональной деятельности, в частности, молодые. Действующие в педагогических вузах программы, учебники и учебные пособия по психолого-педагогическим и социально-экономическим дисциплинам либо совсем не рассматривают вопросы формирования правовой культуры учителя и правового воспитания учащихся, либо только обозначают их. В лучшем случае содержание преподаваемых курсов составляют сведения об отдельных правовых нормах и декларациях. Недостаточно изучаются и проблемы профилактики правонарушений и диагностики уровней правовой воспитанности школьников.Не решается задача закрепления полученной теории во время прохождения студентами практики в школе.
Становится очевидным, что правовая подготовка – это не только прерогатива выпускников юридических вузов и факультетов, нацеленных на подготовку специалистов, деятельность которых связана с поддержанием правопорядка и законности. Формирование правовой культуры будущих учителей становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки, поскольку педагогическая деятельность напрямую связана правовым воспитанием школьников и становлением их правовой культуры(Е. Л. Болотова, Г.П. Давыдов М.В. Матехина, Т.И. Шамова, Е.В. Шиврина и другие).Сегодня в профессиональные обязанности педагогических работников (учителей, классных руководителей, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и т.д.) входят: развитие самостоятельности, инициативы, формирование активной гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, воспитание у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, уважение к праву, законам, законности и правопорядку[3;5]. Среди современных компетенций учителя выделяются — обеспечение правовой защиты личности ребенка (в частности, достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях, психолого-педагогическая поддержка и пр.), соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики (в частности, следование нормативно-правовым, руководящим и инструктивным документам, регулирующим организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) и взаимодействие с родителями (законными представителями) и другими педагогическими работниками и психологами в интересах ребенка).
Таким образом, правовая подготовка будущих учителей имеет свою специфику. И здесь нельзя ограничиться знакомством с российскими законодательными актами в сфере образования. Представляется важным принципиальная переориентация содержания и технологий обучения учителей в области права. В частности, утверждение новых подходов к определению правопонимания и воспитания личности педагога вообще, поскольку учитель сегодня не только узкий специалист — предметник, но и социальный менеджер[1].
На решение этих задач нацелен учебный курс “Основы образовательной политики и права”, который включен в образовательную программу подготовки учителей русского языка, литературы и иностранного языка (уровень бакалавриата, направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета.Данный курс реализуется на 3 году обучения будущих учителей-филологов. Общая трудоемкость (в ЗЕТ) – 2 зачетные единицы.
Содержание курса включает два учебных модуля:
1) “Основы теории образовательного права”, который состоит из таких тем, как “Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики” “ Общее понятие образовательного права”, “ Образовательная система”, “Государственный образовательный стандарт и образовательные программы”;
2) “Прагматика образовательного права”, который рассматривает такие темы, как “Система, правовой статус и правовое регулирование образовательных учреждений”, “ Правовой статус субъектов образования”, “Правовые основы управления образованием”.
В частности, тема “Правовые основы управления образованием” предполагает изучение следующих вопросов: исследование качества образования; педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса; правовое регулирование качества образования; научные подходы к организации управления образованием; управление развитием образовательного учреждения; менеджмент педагогических систем; эффективный контракт педагога; и другие.
Однако существенным отличием в преподавании курса является то, что мы отходим от традиционных для высшей школы информационно-просветительского и утилитарного подходов. Вслед за А.А. Шайдуровым[4] считаем, что при информационно-просветительском подходе обучениеориентировано только на знакомство с правовым знанием, а содержание курса в рамках отведенного времени не только не охватывает широкий круг проблем в сфере права, но и не соответствует задачам формирования правовой культуры учителей. Утилитарный подход характеризуется передачей лишь тех специфических знаний, которые будут применимы выпускниками в сфере образования.
В системе педагогической подготовки мы применяем правовоспитательный подход, которыйорганично сочетает правовоеобучения и воспитание. Будущие учителя, независимо от специфики профиля подготовки, осваивают право как целостное общественное явление, учатся понимать значение права в регулировании общественных отношений, уважать его нормы и принципы. Процесс формирования правовой культуры учителя осуществляется не только через восприятие определенной системы запретов, но и через выявление нравственного контекста нормы и становление нравственной позиции личности.
В этой связи в преподавании курса “Основы образовательной политики и права” в первую очередь используются смысло-деятельностные педагогические технологии:
• проблемная лекция – лекционная форма, в которой студенты вместе с преподавателем участвуют в процессе экспертизы и оценки существующей правовой ситуации;
• анализ конкретных ситуаций (case-study), предполагающий определение проблем в сфере правового регулирования образования, их коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;
• семинар-дискуссия, в течение которого выявляются проблемы и перспективы развития правовой базы образования, механизмов правового регулирования возникающих в образовании отношений и пр.;
• «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;
• проектные технологии, обуславливающие создание студентами собственных “образовательных продуктов” – образовательных программ школ, концепций и программ развития образовательных организаций и т.д.[2].
Важным дидактическим аспектом в обеспечении качества преподавания данного курса является активизация самостоятельной работы студентов. Поскольку универсальных учебников по курсу не существует, а нормативные документы постоянно редактируются, дополняются, пересматриваются, то большое внимание отводится формированию у будущих учителей компетенции поиска новых нормативных актов Интернете, в периодических изданиях, в книжных магазинах. В ходе самостоятельной работы студенты-филологи составляют тесты, готовят тематические обзоры, перекрестные опросы, дискуссии и другое.
Одна из технологий освоения права в сфере образования — решение проблемно-ситуационных задач по применению изучаемых документов в деятельности педагога как простого учителя или будущего управленца (завуча или директора). Будущие педагоги помимо владения нормативными документами и инструкциями должны хорошо представлять себе реальное положение дел в современных образовательных организациях (школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования и т.п.), обладать компетенцией в области психологии субъектов образования ( в частности, учащихся, родителей, педагогов, администрации и других), детской физиологии, частных методик и т.п. Но видеть за текстом инструкции конкретного ребенка – вот самая важная компетенция современного учителя.
Студентам-филологам приходится осваивать непривычную для них законотворческую, юридическую лексику и построение фраз, доказывать свою правоту на основе законов,формулировать свою позицию с опорой на нормативные документы, находить компромисс между существующими нормами и реальной ситуацией, применяя нормативный акт к каждой конкретной ситуации. Важно, чтобы будущие педагоги ориентировались в государственной политике России, знали органы государственной власnи, понимали содержание законов, указов и других нормативно-правовых документов. С той целью организуются встречи с управленцами в сфере образования, разыгрываются возможные педагогические ситуации, ведутся дискурсы и семинары-практикумы, осваиваются технологии Интернет-консультирования по юридическим и правовым вопросам и прочее.
Таким образом, формирование правовой культуры будущего учителя-филолога — одна из ведущих составляющих его профессионально-педагогического образования. Современные требования к уровню подготовки выпускников обуславливают поиск новых дидактических средств реализации курса “Основы образовательной политики и права”и применение смысло-деятельностных технологий обучения, направленных на воспитание правовой культуры педагога, стойких мировоззренческих убеждений и последовательной правовой позиции.
Список литературы:
Об авторе