Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015
Горбунова Юлия Сергеевна,
к. филол. н., доцент кафедры теории языка и русского языка ИФЖиМКК Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Дерновая Зоя Юрьевна,
магистрант 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование» ИФЖиМКК Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
В последнее время стала все более осознаваться ограниченность дальнейшего развития общества посредством только технического прогресса и экономического роста. Всё больше становится очевидным, что будущее развитие определяется, прежде всего, уровнем культуры, уровнем понимания проблем, которые необходимо решать, и мудростью человека. Культура и язык, язык и история народа, язык и общество – эти темы всегда волновали умы не только гуманитариев, но и многих представителей точных наук. В живом языке народа отражается вся его жизнь, история его материальной и духовной культуры. Не будет преувеличением утверждение о том, что угроза языку – это угроза государству.
В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и, все более совершенно овладевая языком, познает этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно.
Вежливая речь предполагает умение отбирать языковые средства, помогающие наиболее деликатно, в приемлемой для собеседника форме выражать мысли в определенной ситуации общения. Речевой этикет во многом способствует культуре общения. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека. Вот почему актуальной становится проблема сохранения и активного использования речевых этикетных формул.
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи (Гольдин, 2001, c. 34).
Книга А. Г. Балакая «Словарь русского речевого этикета» — самое полное на сегодняшний день справочное пособие, словник которого включает около 6000 слов и устойчивых формул приветствия, обращения, просьбы, благодарности, пожелания, поздравления и др. Каждая словарная статья содержит толкование слова или выражения, его грамматическую и стилистическую характеристику, в квадратных скобках приводятся этимологические сведения. Словарь богато иллюстрирован примерами из произведений русской художественной литературы, а также народных говоров, разговорной речи и просторечия. Адресован широкому кругу читателей: учащимся школ и студентам вузов, преподавателям русской словесности, филологам, этнографам, психологам, культурологам — всем, кто интересуется русской культурой общения.
Очень интересна и познавательна книга Валентина Евсеевича Гольдина «Речь и этикет». Эта книга целиком посвящена речевому этикету. В предисловии к ней автор пишет: «Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься. И только ли «волшебные слова» позволяют людям правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным? Конечно, не только они. Стоит внимательно присмотреться к речи, как мы обнаружим в ней немало других этикетных средств, т. е. слов и оборотов речи, которые произносят, подчиняясь этикету — принятым правилам поведения. Вспомните хотя бы о русских обращениях. Да это целое богатство, если только мы умеем правильно их употреблять! Однако все ли из нас искусны в этом? Главная задача книги и заключается в том, чтобы помочь читателю овладеть этикетными средствами нашей речи» (Гольдин, 1983, с. 38). Книга показывает многообразие элементов этикета, рассказывает о принципах выбора этих элементов в зависимости от условий общения. В необходимых случаях она знакомит читателя с историей этикета и его изменениями под влиянием меняющихся общественных отношений.
Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Соблюдение речевого этикета чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транспорта, стражами порядка — имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Но наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации. Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей колледжа, выпускной вечер, посвящение в профессию, презентация, научная конференция, совещание, прием на работу и увольнение, деловые переговоры и др. Речевой этикет имеет национальную специфику.
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно продолжается в годы обучения в вузе. Преподаватель обязан совершенствовать речь студента, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Проблема развития словесной вежливости очень актуальна в наши дни. Современные студенты много говорят по телефону, но далеко не всегда помнят, что при этом нужно поздороваться, забывают прощаться, благодарить за внимание. Студенты не привыкли следить за своим тоном, громко разговаривают в общественных местах. Словом, в разговорах с взрослыми и со сверстниками у них недостает культуры общения. Конечно, преподаватель не может ограничиваться лишь беседами о вежливости. Воспитание истинной вежливости – это воспитание уважительного отношения к человеку, воспитание доброты. Поэтому преподаватель должен сам быть добр и вежлив, внимателен к другим. Если преподаватель формально вежлив, вряд ли он добьется желаемых результатов в воспитании вежливости. Вместе с тем, важно подчеркнуть и другое: деликатность, учтивость, вежливость не исключают принципиальности, а, напротив, предполагают умение сказать правду, умение найти средства выражения мысли, которые не мешали бы собеседнику воспринять истину, пусть не всегда приятную. Если мы хотим сделать наших студентов вежливыми, нужно, чтобы вежливая речь преподавателя постоянно звучала на лекциях. В результате систематической и целенаправленной работы по анализу речи студенты смогут осознать некоторые средства выражения вежливости в русском языке и, главное, начнут более внимательно оценивать и строить свои собственные высказывания.
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно продолжается в годы обучения в вузе. Преподаватель обязан совершенствовать речь студента, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
В своей работе преподаватель-филолог должен решить следующие задачи:
1. Создание комфортной образовательной среды, способствующей саморазвитию. 2. Развитие социально значимых качеств личности студента: речевых, коммуникативных. 3. Обучение использованию языка как средства общения и самовыражения.
Как же формировать речевую культуру? Преподаватели русского языка могут использовать различные формы работы по развитию речевого этикета студентов на практических занятиях по таким дисциплинам, как современный русский язык, практикум по орфографии и пунктуации, стилистика, риторика, культура речи. Это могут быть тесты на знание этикетных формул, рефераты по различным видам этикета (деловой, дипломатический и т.д.). Предлагаем ряд заданий, которые можно использовать на занятиях.
А) Ролевая игра «Можете ли Вы так поздороваться, чтобы Вам было приятно ответить?»
Ход игры: студенты 1-ой группы поочередно здороваются с кем-либо из 2-ой группы. Тот, к кому обращено приветствие, должен уловить ее подтекст и ответить адекватно, таким же образом. 3-я группа — эксперты. Они определяют подтекст («Вы хотели сказать, что рады встрече», «Вы затаили обиду», «Ваш собеседник виноват перед Вами» и т. д.). Условие: произносится только одно слово «Здравствуйте». В конце определяется, кому удалось лучше всех выразить свое отношение.
Б) Игра «Кто больше?»
Все по очереди называют формулы приветствия / прощания / благодарности / извинения, давая пояснения к их использованию. Побеждает тот, кто сказал последнюю фразу.
В) Ролевая игра «Вам звонят». Цель — научиться строить разговор по телефону в соответствии с правилами телефонного этикета. Студентам предлагают ряд задач.
Задача № 1. Позвонили и попросили, позвать к телефону вашего старшего брата / коллегу. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?
Задача № 2. Кто-то позвонил, но не назвался. Ваши действия в этой ситуации?
Задача № 3. Кто-то позвонил, но ошибся номером. Как вы поступите?
Задача № 4. Кто перезванивает после того, как звонок был прерван?
Задача № 5. Отвечать ли на звонок, если у вас посетитель/гость?
Г) Кейс-задание.
Перед вами 4 варианта планов-конспектов на одну и ту же тему (об этикете). Однако конкретные темы выступлений разные. Сформулируйте тему, задачу и тезис каждой речи. Определите, в какой аудитории они могли бы быть произнесены. Отредактируйте каждый конспект так, чтобы он соответствовал задаче и особенностям аудитории, а также тезису речи.
Вариант 1.
1) Правилам этикета необходимо обучать со школьной скамьи.
2) Начинать обучение надо с раннего возраста, ведь легче научить, чем переучивать.
3) Обучение этикету должно происходить в семье с малых лет.
4) Даже в дружеской компании необходимо хотя бы элементарное знание правил этикета.
Вариант 2.
1) забытые правила этикета ведут к низкой культуре.
2) Воспитание этикету — это будущее, которое поможет человеку.
3) Что включают в себя правила этикета.
Вариант 3.
Вариант 4.
I. Умение владеть правилами этикета — показатель культуры человека.
II. Главная часть.
1) Советский Союз стал жертвой утверждения о том, что этикет нам не нужен.
2) Открыв окно в мир, мы не можем оставаться нецивилизованными представителями своей страны.
3) Правила этикета открывают завесу в мир прекрасного общения и взаимопонимания.
III. Заключение. Во все времена, в любом обществе существовали правила этикета. Они способствовали высокому уровню взаимоотношений между людьми.
Д) тест на знание этикета:
1. Найдите неверное высказывание:
А) Этика (учение о морали, нравственности) – система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношению друг к другу.
Б) Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям.
В) Этика и этикет — взаимозаменяемые понятия.
Г) Этикет составляет часть внешней культуры общества.
2. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
А) придворный этикет
Б) деловой этикет
В) воинский этикет
Г) общегражданский этикет.
3. Автор ста десяти правил «приличного поведения» в США:
А) Джордж Вашингтон
Б) Франклин Рузвельт
В) Арнольд Шварцнегер
Г) Джон Кеннеди
4. При дворе какого монарха впервые появилось слово «этикет»:
А) Петр I
Б) Екатерина II
В) Король Артур
Г) Людовик ХIV
5. Найдите неверное высказывание:
А) В России первое печатное пособие по этикету появилось в 1717г. при Петре I .
Б) Первое печатное пособие по этикету в России – «Домострой».
В) Первое печатное пособие по этикету в России — «Юности честное зерцало».
Г) По указанию Петра I была издана книга Эразма Роттердамского «О правилах хорошего тона».
6. Найдите неверное высказывание:
А) Андрей Курбский первым на Руси ввел обращение «Вы».
Б) «Классическими странами» этикета называют Францию и Англию.
В) Родиной этикета считается Испания.
Г) Родиной этикета считается Италия.
7. Кто на Руси во времена Ивана IV составил свод правил «Домострой»?
А) Священник Сильвестр
Б) Нестор-летописец
В) Придворный слуга Лука
Г) Протопоп Аввакум
8. Найдите неверное высказывание:
А) Самая распространенная сегодня одежда бизнесменов – костюм.
Б) Самая распространенная сегодня одежда бизнесменов – смокинг.
В) Для служебной обстановки и торжественных случаев подходят однотонные ткани.
Г) Нижняя пуговица пиджака мужчины должна быть расстегнута.
9. В офисе женщине ни в коем случае нельзя появляться:
А) в спортивной обуви В) в юбке
Б) в майках Г) в платьях
10. Найдите неверное высказывание:
А) Яркие насыщенные цвета предпочитают общительные, направленные «от себя» люди (экстраверты).
Б) У людей сдержанных, замкнутых, направленных «внутрь себя» (интроверты) и одежда более сдержанная.
В) Одежда – очень важное средство выражения для обоих полов.
Г) Нельзя сформировать свой имидж с помощью одежды.
Важнейшим направлением работы преподавателя является развитие речи студентов, обучение словесной вежливости, которая предполагает умелое использование языковых средств.
В настоящее время предпринимаются определённые меры, направленные на повышение речевой культуры российских граждан, на ликвидацию ненормативного словоупотребления. Выдвигаются серьёзные инициативы по защите и поддержке русского языка и культуры речи, внесены изменения в государственные образовательные стандарты. Культура речи – важнейший регулятор системы «человек – культура – язык», проявляющийся в речевом поведении. Владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры.
ЛИТЕРАТУРА
Интернет-ресурсы:
Об авторе