МАНИПУЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОСВЕЩЕНИЯ СВЕТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Byadmin

МАНИПУЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОСВЕЩЕНИЯ СВЕТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015 г.

Хрупина Анастасия Юрьевна,
студентка 1 курса ИФЖиМКК Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Научный руководитель:
Меликян Анна Васильевна
,
к.филол.н., доцент кафедры МКК и МПИЯ Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)

МАНИПУЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОСВЕЩЕНИЯ СВЕТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

В данной статье анализируются лингвистические и психолингвистические методы, приёмы и принципы подачи информации в публицистических текстах светской хроники на примере «жёлтых» газет Великобритании («Daily Mail», «Daily Express», «The Sun»). Рассматриваются проблемы целенаправленного суггестирования образа поведения и мышления в современных средствах массовой информации. На основе анализа производится исследование манипулятивных целей, предполагаемых к закреплению в подсознании читателя.

В современном мире жанр «светской хроники» является наиболее востребованным, хотя и малоизученным. Основной тематикой текстов светской хроники можно считать актуальные события, истории и проблемы  людей, а также крупные общественные мероприятия. Традиционно право освещать мероприятия светской жизни закрепилось за всевозможными «жёлтыми» изданиями (газетами, журналами), а с появлением и развитием Интернета «жёлтая» пресса активно освоила веб-пространство, сделав Интернет ещё одной своей активной платформой. Развлекательная, не требующая серьёзного осмысления информация, скандальные и сенсационные новости из жизни известных личностей, громкие происшествия, играющие всевозможными красками страницы и претенциозные заголовки ─ данный вид прессы не гнушается ничем в своём стремлении привлечь внимание читателей, и это работает. Хотя всего пару веков назад газеты имели совершенно иной образ: актуальная информация о ныне происходящем была «элитарной», а её распространением занимались в основном периодические газеты, статьи в которых писались в научно-популярной стилистике, и, соответственно, были наполнены малопонятными для простых граждан политическими, экономическими и иными терминами. Первые издания, начавшие публикацию ориентированной на вкусы рядовых участников социума развлекательной информации, появились в Америке. Чуть позже Великобритания переняла этот опыт и в 1881 году стала выпускать развлекательные газеты. С тех самых пор развлекательная пресса прочно заняла свою нишу на информационном рынке. И мало кто задумывается, какую именно информацию она несёт и какими способами это делает, хотя именно это должно быть приоритетным в нашем загруженном всевозможной информацией мире.

При освещении событий светского характера средства массовой информации отдают предпочтение именно публицистическому стилю, так как этот функциональный стиль имеет ярко выраженный воздействующий характер благодаря своей экспрессивности и тенденциозности. Жанр светской хроники также относится к публицистическому стилю, имеет относительно устойчивые композиционные и стилистические типы произведений (Бахтин, 1996, стр. 241). Основной функцией данного жанра является сообщение развлекательной информации и воздействие через неё на массового адресата. Для всех английских газет и журналов данного жанра стандартными являются следующие рубрики: Новости (News), Спорт (Sport), Телевидение и Шоубизнес (TV&Showbiz, Celebs), Путешествия (Travel), Мода (Fashion). Рубрики политических и научных новостей являются малоинформативными и зачастую связаны лишь со скандалами в этих областях. Отдельной рубрикой выделяются скандальные, трагичные или необычные новости из жизни простых жителей Великобритании. Формат сообщения новостей ─ информационная статья, фоторепортаж. Доминирует визуальная составляющая, а не текстовая.  Характерная для «жёлтой» прессы статья состоит из:

─ кричащего заголовка-тезиса, например: “£100m Crown Jewel ‘nicked” (The Sun goo.gl/jZRTKY );

─ подзаголовка, являющегося логичным продолжением заголовка и не раскрывающего проблематики статьи, например: “Queen sued over Indian Diamond” (The Sun goo.gl/jZRTKY );

─ вступления, которое также не стремится пролить свет на события, к примеру: “THE Queen faces a legal battle over a £100million diamond which forms part of the Crown Jewels” (The Sun goo.gl/jZRTKY );

─ основной части с раскрытием проблематики заголовка, к примеру: “India claims that the Koh-i-Noor gem was stolen by the British after colonisation of the Punjab. Now a group of Indian businessmen and Bollywood members have instructed British lawyers to begin High Court proceedings to force the UK government to return it” (The Sun goo.gl/jZRTKY );

─ заключения, в котором сообщаются предположительное развитие и исход проблемы, например: “The case comes in the week India’s PM Narendra Modi is to visit the Queen. They will argue that the 105-carat diamond is part of their country’s heritage” (The Sun goo.gl/jZRTKY ).

Обычно статьи в развлекательной прессе публикуются не по степени важности предоставляемой информации, а по степени привлекательности для читательского внимания, отчего первые полосы заняты ложными сенсационными новостями или скандальными сообщениями. В них превалирует журналистика «нулевой» информации, а на одной полосе можно лицезреть смесь самой разной информации из различных сфер общественной жизни (например, статья под заголовком “The terrifying moment: Palestinian woman coolly pulls a knife and stabs Israeli security guard” соседствует со статьёй “A home with the X Factor: Cheryl Fernandez-Versini ‘splashes out on new £5million six-bedroom mansion”, Daily Mail goo.gl/MxOl8J, goo.gl/CIH346 ).

Важность первых страниц неоспорима: информация, находящаяся на первом месте, имеет большее влияние на подсознание человека. Согласно психологическому «принципу первоочерёдности», человеку свойственно принимать на веру информацию, поступившую в сознание первой. Эта информация, минуя критические механизмы защиты, сразу поступает в подсознание человека, формируя в нём нужную сторонним манипуляторам модель поведения, и даже получение достоверной информации позже не способно разрушить эту подсознательную модель. При этом на первый план попадает не именно значащая информация, а сенсационная и скандальная,  основная же часть информации помещается в конце, чтобы заставить читателя просмотреть несколько рекламных страниц.

Среди лингвистических приёмов для статей характерно использование оценочных суждений, просторечной, разговорной и сниженной лексики и построение текста на основе простых предложений, чтобы сделать текст понятным для самой широкой аудитории, но с включением модных или умных слов (buzzwords) ─ особых слов или речевых конструкций, используемых в пропаганде и коммерции для создания впечатления осведомлённости, важности говорящего. Так как смысл данных слов и выражений расплывчат или неоднозначен, в своём сочетании с общей простотой текста они создают необходимый манипулятивный эффект. Так, к данным словам можно отнести появившееся в XX веке понятие-лозунг «политкорректность», целью которого является абсурдистская замена одних понятий другими с размытой целью сделать текст нейтральным, что также позволяет спекулировать подаваемой в тексте информацией. Озадаченность прессы максимальной нейтральностью текста, отсутствием в нём расовой или гендерной дискриминации выглядит абсурдной на фоне подачи информации с повышенной эмоциональностью и неприкрытым оценочным суждением автора текста к описываемым событиям.

Другой лингвистический приём влияния заключается в заимствовании иностранных слов (преимущественно французских и немецких:“Femme fatale had lover kill ex”, Daily Mail goo.gl/UxtYlR) и создании новых слов для обозначения новомодных социальных явлений (selfie”, “twerking”, “phablet”, “staycation”, “glamour”) с последующим частым их потреблением для целенаправленного введения в общую моду (к примеру, статья “Emoji, meme, twerk, selfie among new Merriam-Webster words”, Daily Mail goo.gl/Av3WR2), что ведёт к следованию массами введённой в моду модели поведения и её лозунгам.

Ещё один воздействующий приём заключается в дроблении информации. Такая фрагментация по разным полосам или в рамках нескольких статей направлена на рассеивание внимания читателя, так что он с самого начала оказывается неспособен объединить всю информацию воедино и выявить проблему.

Помимо фрагментации информации в рамках одной статьи, используется фрагментация на несколько выходящих друг за другом статей. Дробя информацию на несколько статей и постоянно апеллируя к ранее освещённым событиям, издания удерживают внимание читателя на себе, делая его своим клиентом и заставляя покупать регулярно выходящие публикации (“Tabloid publishes images of future queen giving Nazi salute” goo.gl/JDTKq1 , “Queen’s childhood ‘Nazi salute’ stirs British mania for monarchy” goo.gl/IHTnYD , “Leak of Queen’s Nazi salute footage is linked to Buckingham Palace’s own exhibition on royal childhood” goo.gl/SrYKCv , “The moment Edward VIII gave a Nazi salute: Photographs showing former king flanked by Hitler’s henchmen during 1937 visit to Germany emerge at auction” goo.gl/BoUqHl и другие статьи, Daily Mail 07.2015). Массированная подача в короткий промежуток времени одинаковой информации или информации, относящейся к одной проблеме или скандалу, создаёт тем самым мнимый накал страстей и заставляет читательские массы быстрее оценивать ситуацию, что негативно сказывается на качестве критической оценки, в результате чего снижается порог восприимчивости к любой информации, получаемой из этого источника, в том числе и ложной. Обратным образом действует приём «информационного штурма», только при его использовании читатели наоборот теряют интерес ко всей информации, в том числе и истинной, из-за слишком большого объёма информационного потока.

Согласно известному психологическому утверждению, среднестатистический человек запоминает 10% из того, что читает, и 30% из того, что видит, поэтому выбирая между информационными статьями и фоторепортажами, современные развлекательные издания уделяют наибольшее значение именно фоторепортажам при освещении светский событий. С репортажем жанр светской хроники объединяет:
метод наблюдения (присутствие автора на месте событий);
последовательное фиксирование им результатов своих наблюдений В фоторепортаже главным средством воздействия на читателей является создаваемый им «эффект присутствия», делающий близким далёкое и явным сокрытое (Колесниченко А.В., 2008, стр. 41), что делает его наиболее привлекательным для читателя. Классический фоторепортаж в журнале и «жёлтой» газете состоит из:
─ заголовка с названием события или описанием происшествия, например: “Royal Ascot: Ladies Day” (Daily Express goo.gl/vdDy0n);
─ небольшого предисловия-описания события: “It’s Ladies day at the Royal Ascot racecourse in Berkshire. Here are all of the ladies, hats and outfits from the spectacular event” (Daily Express goo.gl/vdDy0n);
─ непосредственно фоторепортажа с кратким пояснением и представлением персон, например: “Queen Elizabeth II on Ladies Day at Royal Ascot” (Daily Express goo.gl/yl99QZ), “Anna Mott (right) and another racegoer show off their hats during Ladies Day” (Daily express goo.gl/jdPhAV) и так далее. Ограничивая текстовую составляющую несколькими предложениями для описания происходящего, «жёлтые» издания отводят большие площади под печать фотографий с места события, пользуясь методом манипуляции под названием «очевидец события». Такая подача информации не только направлена развлечь читателя, но и позволяет выдвинуть любые тезисы, делая невозможной критику со стороны читателя.

Важной стороной привлечения внимания и к статьям, и к репортажам являются заголовки. Направленные на завлечение внимания читателей, они сообщают какую-то одну деталь, не раскрывая сути новости. Наиболее распространены заголовки-тезисы, вырванные из контекста статьи, и в связи с чем изменившие своё значение на сенсационно противоположное (пример: “Young Elizabeth’s Nazi Salute”, The Sun goo.gl/vK7tzF), заголовки-вопросы, призывающие читателя изучить статью и ответить на заданный в заголовке вопрос, вызывающие живой диалог автора с читателем (к примеру: “Is this the moment a poltergeist shatters a glass on a Ouija board?”, Daily Mail goo.gl/XTFqSi), внетекстуальные заголовки, связанные с более интересной для читателя внетекстовой ситуацией. Активно используют метафоры, игру слов (например: “Their Royal Heilnesses”, The Sun goo.gl/b4eGDp), упоминают имена известных личностей и приводят скандальные высказывания, используя приём под названием «лидеры мнений» (например: “F*** the politicians: Benedict Cumberbatch stuns audience with four-letter rant”, Daily Mail goo.gl/rtgm8j). Опираясь на желание читателей стать свидетелями описываемых событий или их участниками, авторы статей часто используют повторяющиеся слова и словосочетания в заголовках ─ такие, как «шок», «шокирующие» (к примеру: “Shocking footage of motorist…”, “Shocking moment player punches referee…”, “Shocking moment dying woman is dragged unconscious from illegal plastic surgery…”, Daily Mail goo.gl/J67x5z), «ужасающие», «поражены», «рассказал», «раскрыт секрет».

Оформление и визуальная сторона в «жёлтых» изданиях играет важную роль. Именно этот разряд изданий впервые прибегнул ярким цветам заголовков  статей и оформления в целом, к использованию иллюстраций. Современные «жёлтые» издания практически полностью состоят из хаотичных фотоиллюстраций, активно используя психолингвистический принцип, согласно которому человек гораздо легче воспринимает и усваивает визуальную информацию, нежели текстовую.

При освещении светских мероприятий также большое внимание уделяется визуальной стороне события: продавая себя, «жёлтые» издания не забывают рекламировать и продавать то, о чём пишут, от одежды и продуктов до образа жизни и поведения. К примеру,  при освещении ежегодных королевских скачек Ascot британский BBC в первом абзаце пишет о сумме затраченных на организацию мероприятия средств, во втором ─ об известных гостях и их нарядах, результаты самих скачек отсутствуют, остальное пространство отведено под фоторепортаж (BBC goo.gl/GsjKbr). Аналогичным образом освещается британский кинофестиваль BFI London Film Festival: главенствующее место отведено медийным лицам, их взаимоотношениям и внешнему виду с подробным описанием брендов, марок и приведением затраченных сумм, к примеру: “Paula Patton looks sensational as she shows off her toned legs in thigh-skimming mini dress at Steve Jobs premiere”; “It was Maje who dressed the American beauty, the brand clearly taking inspiration from the Italian fashion house. Being Maje, this dress is wonderfully affordable, unlike Valentino’s which retailed back in 2014 at over £2k! Maje’s dress is just £260 and you can still buy it at Net-a-Porter (right) and we think it’s a total style steal. Want to take a shop around first for cute collar dresses? See below for our other suggested alternatives.” Daily Mail goo.gl/WNofok ).

Все вышеприведённые методы являются прямым доказательством наличия в развлекательных изданиях способов языкового манипулирования ─ вида речевого воздействия, целью которого является внесение чуждых ценностей и идеалов в сознание масс. Более глубокой целью «жёлтой» прессы является навязывание читательской аудитории образа так называемой «красивой жизни» и других моделей поведения, не имеющих никакой культурной или духовной ценности, создание у читательских масс интеллектуальной пассивности. Также такие приёмы способствуют прочному закреплению «жёлтой» прессы на рынке информации, её успешной продаже и неоспоримому влиянию на общественное сознание. Направленная на массы людей, информация в таких изданиях не поддаётся индивидуальным защитным механизмам человеческой психики, а усиливаясь эмоциями и чувствами, прочно оседает в ней, формируя доминантные психологические установки в подсознании человека. Сделав эмоциональность своим основополагающим приёмом, играя на низменных чувствах людей вроде любопытства, «жёлтые» издания вошли в наиболее тесную и доверительную связь с аудиторией, губительно влияя на поведение и мышление людей.

 

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. М.: Русские словари, 1996.

2. Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами. Спб.: 2008.

3. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М.: МГУ, 2008.

4. Сазонов Е. Феномен «жёлтой прессы», №7[109] 23.05.2005.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2000.

6. «BBC»: http://www.bbc.com/

7. «Daily Express»: http://www.express.co.uk/

8. «Daily Mail»: http://www.dailymail.co.uk/home/index.html

9. «The Sun»: http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/

 

Об авторе

admin administrator