Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015 г
Крахмаль Анастасия Сергеевна,
магистрант 1 курса ИФЖиМКК Южного федерального университета (г.Ростов-на-Дону, Россия)
Научный руководитель:
Меликян Вадим Юрьевич,
д.филол.н.., профессор, заведующий кафедрой теории языка и русского языка
ИФЖиМКК Южного федерального университета (г.Ростов-на-Дону, Россия)
«МОСКВА – НЕ СОДОМ! ПЕТЕРБУРГ – НЕ ГОМОРРА!»: РЕЧЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ
Русская православная церковь имеет множество ответвлений, которые поддерживаются или не поддерживаются руководством церкви. Одной из таких организаций является «Союз православных хоругвеносцев», сообщество, известное своими резкими и привлекающими внимание действиями, агрессивными лозунгами (лозунг «Православие или смерть» был признан экстремистским) (http://lenta.ru/news/2011/05/16/slogan/).
Очевидно, что для привлечения внимания слушателей, посетителей, потенциальных прихожан РПЦ создаются резкие, кричащие, яркие образы и лозунги. Одним из таких лозунгов является лозунг «Москва – не содом! Петербург – не гоморра!», который используется организацией с момента первого гей-парада в Москве и по сей день. Какова же реакция РПЦ на следующие действия? Оценка организации протоиереем Всеволодом Чаплиным следующая: «Союз православных хоругвеносцев имеет церковное одобрение, эта организация входит в состав Совета православных церковных объединений при Отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества. Я не могу подписаться под каждым их действием и каждым выступлением» (http://www.pravmir.ru/kto-takie-pravoslavnye-xorugvenoscy/). Мы можем наблюдать противоречие в словах протоирея, так как с одной стороны данный союз имеет одобрение РПЦ, действует под ее началом; с другой стороны, каждую акцию и каждый поступок участников организации следует, по мысли Всеволода Чаплина, рассматривать отдельно. Данный вывод порождает предположение о том, что РПЦ должна каким-то образом координировать действия организации либо давать им оценку впоследствии, но этого, как правило, не происходит.
Переходя к анализу лозунга, можем выделить смысловой и грамматический пласты исследования. Говоря о смысловом наполнении высказывания, мы обратимся к анализу фразеологизма «Содом и Гоморра», его интерпретации и реализации в данном контексте, к значению лексем Москва и Петербург в аспекте лозунга и т.д. Грамматический анализ высказывания будет нацелен на выявление специфики высказывания, интерпретацию форм лексем, особенностей синтаксического строя и т.д.
Лозунг как жанр дискурса представляет собой «призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, задачи или требования в определенный исторический момент» (Крысин Л.П. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992, 336). В большинстве случаев основой лозунгов становятся идеологемы-концепты, которые признаны выделить и подчеркнуть значимые для общества ценности. Логично, что члены союза выбирают в качестве общественной ценности честь, праведность, следование библейским ценностям и привлекают внимание слушателей отрицательными идеологемами.
Лозунг «Москва – не Содом, Петербург – не Гоморра» является аллюзией к Ветхому Завету, в котором содержится история о двух городах в Палестине. На настоящий момент фразеологизм «Содом и Гоморра» иносказательно обозначает место греха, бесчестия (Ларионова, 2014, 399). Кроме того, существует выражение «содомский грех», обозначающее противоестественную сексуальную связь.
Говоря о двух других компонентах лозунга, а именно, два топонима – Москва и Петербург, следует отметить, что эти города – две столицы, наиболее развитые и передовые города нашей страны. По мысли членов «Союза православных хоругвеносцев», именно в этих городах может быть популяризировано гей-движение, которое затем может быть развито и в других частях нашей страны. Кроме того, следует помнить, что гей-парады и протестные акции до настоящего момента проходили только в Москве и Санкт-Петербурге.
Анализируемый лозунг является, по классификации А.М. Пешковского, общеотрицательным предложением, т.е. автор отрицает связь между подлежащими и сказуемым, в чем и старается убедить слушателей. С точки зрения законов логики лозунг обладает контрадикторным значением, так как субъект и предикат, по мысли автора лозунга, исключают друг друга: есть Москва и есть Содом, и нет такой точки, в которой они могли бы сойтись. Тип отрицания в анализируемом примере – присловный: «Москва не Содом, Петербург не Гоморра».
Контрадикторное значение лозунга вынуждает адресата, во-первых, прислушаться к речи говорящего, во-вторых, отнести себя к той или иной стороне «баррикад». Другими словами, «Союз православных хоругвеносцев» предполагает две альтернативы для слушателя: «правильная» модель поведения (поддержка лозунга, следование ценностям РПЦ, моральное/физическое преследование тех, кто является носителями греха и содома) и «неправильная» (поддержка участников гей-парада, следование ценностям ЛГБТ-сообществ). Категоричность высказывания отвергает саму вероятность того, что есть нейтральные слушатели, не поддерживающие ни одну из сторон. Инвективная направленность лозунга реализуется не только в подчеркнуто негативной оценке деятельности ЛГБТ-сообществ, но в состоянии внутреннего дискомфорта, который испытывает адресат. Другими словами, адресат, не принимающий точку зрения активистов организации, испытывает стресс от направленного на него языкового ограничения, возможности поддержки только одной из сторон.
Лозунг «Москва – не Содом, Петербург – не Гоморра» не является единичным для данной организации. Он стоит в ряду других лозунгов союза: «Православие или смерть» (Меликян, 2013), «За Русь святую, веру православную и народ русский!» и др. Очевидно, что резкая и категоричная форма лозунгов является отличительной особенностью организации, позволяющей быстро определить потенциальных союзников и неприятелей.
Принимая во внимание синтаксический строй лозунга, следует отметить, что постановкатире между субъектом и предикатом не является решением участников союза, а было использовано журналистом, вероятно, для того чтобы подчеркнуть логические ударения в конструкциях. Очевидно, что при произношении данного лозунга члены организации делают паузу на месте тире, усиливая противопоставление между концептами лозунга.
Подводя итоги, мы можем отметить, что данный лозунг является достаточно типичным для данной организации. Его основная цель – привлечение внимания аудитории, сегментация и вычленение потенциальных участников организации, вовлечение последних в деятельность союза. Кроме того, как говорят сами участники союза, их основной целью является следование истинным ценностям РПЦ и их распространение среди граждан РФ, также противодействие распространению греха и содома на территории страны. Эта цель реализуется с помощью общеотрицательного предложения, ссылки на известный большей части населения России фразеологизм и особого синтаксического строя, свойственного лозунгу как жанру.
Резюмируя результаты лингвистического исследования лозунга «Союза православных хоругвеносцев», мы можем отметить, что данный текст является конфликтным. Об этом свидетельствуют его инвективная и манипулятивная направленности, стратегии дискредитации и оскорбления возможных оппонентов, т.е. представителей ЛГБТ-сообществ. Речевая манипуляция, реализованная в данном лозунге, оказывает скрытое воздействие на адресата, вынуждая его, во-первых, прислушаться и услышать лозунг, во-вторых, отнести себя к одной из сторон конфликта, не оставляя адресату возможности представить собственное видение конфликта. Более того, нейтральное отношение к гей-параду и его участникам в рамках контрадикторного значения лозунга будет рассматриваться авторам последнего как проявление лояльности к носителям греха и бесчестья. Таким образом, помещая адресата в стрессовую ситуацию и подталкивая его к принятию немедленного решения, участники союза пытаются воздействовать на сознание слушателя, склоняя его к принятую необходимого им решения.
Кроме того, лозунг имеет экстремистскую направленность, так как выражает обращение к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистских действий, т.е. введению крайних мер в отношении группы лиц по социальному признаку (280 статья УК РФ).
Стоит отметить, что использование таких лозунгов способствует негативному восприятию организации, ее деятельности и участников, так как помещает в стрессовую ситуацию не только непосредственных оппонентов, но и нейтральных к обсуждаемой проблеме адресатов. Таким образом, подобная практика не способствует созданию позитивного образа союза и РПЦ в целом в общественном сознании жителей двух столиц.
Литература
Об авторе