РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ – ВИД ЯЗЫКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Byadmin

РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ – ВИД ЯЗЫКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015 г.

Вусик Анна Леонидовна,
к.филол.н., доцент кафедры общего языкознания и славянской филологии Бердянского государственного педагогического университета (г. Бердянск, Украина)

РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ – ВИД ЯЗЫКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Проблема взаимоотношений власти и общества была в центре внимания человечества с самых древних времен. Люди стали делиться на управляемых и управляющих тогда, когда начали зарождаться самые примитивные формы организаций. Определять науку управления людьми термином «политика» начали с сократовских времен.

Невозможно себе представить современное общество, которое не было бы вовлечено в политику.

Политика представляет собой акт манипуляции человеческим сознанием ради достижения поставленных целей и задач. Несомненно, одним из инструментов манипулирования является речь.

Первый шаг, который был сделан для решения поставленной задачи, – обратиться к авторам, работавшим над проблемой манипуляции вообще и над феноменом манипуляции в политике.

Известный французский исследователь С. Московичи (Московичи, 1996, 8) отмечает, что вожди масс используют обольщение, гипноз, пропаганду и внушение в процессе манипулирования массами. И при этом, он отмечает склонность масс к подчинению и подверженности манипулятивному воздействию.

В книге Э. Шосторма «Человек – манипулятор» (Шосторм, 2008, 10) дана характеристика основных черт личности манипулятора и в образной форме описано отношение таких людей к окружающим.

Е. Л. Доценко в монографии «Психология манипуляции» (Доценко, 1997, 4) проводит огромную исследовательскую и аналитическую работу.

В своем первоначальном значении слово «манипулирование» означало «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь.

И, несмотря на то, что феномен манипуляции изучается уже достаточно давно, до сих пор нет четкого его определения (таблица 1).

Таблица 1

Учёный Манипуляция – это
Б. Н. Бессонова форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая ненасильственным путём
Д. А. Волкогонов господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира
Р. Гудин скрытое применение власти вразрез с предполагаемой волей другого.
Д. Рудинов побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого
В.Н. Сагатовский значит относится к другому как к средству, объекту, орудию
Г. Шиллер скрытое принуждение программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения
Э. Шостром управление и контроль, эксплуатацию другого, использование в качестве объектов, вещей
В. М. Бехтерев вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом акте «Я» субъекта

 

В нашем понимании, манипуляция – это речевой способ психологического воздействия на общественное сознание с целью побуждения к совершению определенных действий, выгодных для манипулятора.

Манипулирование:

  • вид психологического, а не физического воздействия,
  • скрытое воздействие,
  • задается скорее не технологией, а намерениями одной из взаимодействующих сторон.

Кроме того, необходимо отметить, что при манипуляции важно ощущение самостоятельности принятия решения. Манипулятор создает иллюзию самостоятельности принятия решения реципиентом.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что манипуляция присутствует во всех сферах общественной жизни. Наиболее ярко этот феномен проявляется в политической сфере.

Данная работа является актуальной, поскольку вопрос о языковом манипулировании в политическом дискурсе недостаточно хорошо разработан и представляет собой огромный интерес для современных лингвистов.

Неотъемлемой частью политического дискурса являются адресат и адресант (в политическом дискурсе выступают политики).

Политики в процессе своего выступления должны не только проинформировать аудиторию о каком-либо аспекте общественной жизни, но, что наиболее важно, добиться расположения аудитории, убедить слушателей принять ту или иную позицию, а также заручиться их поддержкой.

Для того чтобы реализовать все свои цели и мотивы политики-адресанты используют речевое манипулирование. Для совершения речевой манипуляции используются слова, символы, жесты, мимика.

Еще один эффективный способ манипуляции в политическом дискурсе (к которому очень часто прибегают современные политики) – показать в негативном свете своих противников перед людьми, указать на их изъяны.

Например, возьмём местную газету «Новости Бердянска» за 10 сентября 2015 года, где на 6 странице статья автора Владимира Петрова «Дедушка на побегушках». Статья не только делиться на подзаголовки в которых Владимир Безверхий, балатирующийся на пост мэра, предстаёт в негативном свете, но и с помощью речевых манипуляций даётся характеристика: «Холоп хозяина – не руководитель», «Пешка в кресле секретаря совета». Автор статьи подчёркивает: «Мальчики (или девочки) на побегушках – так говорят о молодых людях, ещё ничем не проявивших себя и просто выполняющих какие-то поручения старших товарищей. Роль, конечно, унизительная и незавидная. Но в начале карьеры, в принципе, нормальная. Если есть здоровые амбиции, целеустремлённость, жажда к знаниям, то из мальчика на побегушках вырастают крупные руководители. Гораздо хуже, когда наоборот. Когда человек, достигнув определённого авторитета и уважения, превращается на старости лет непонятно в кого…в эдакого дедушку на побегушках, которого куда пошлют, туда он и идёт, что скажут, то и делает, даже если самого от этого коробит. Именно так случилось с нынешним депутатом городского совета, несостоявшимся секретарём депутатского корпуса Владимиром Безверхим» («Новости города» № 22 за 10 сентября 2015 г.).

Мы постарались определить источники манипуляции (таблица 2):

Таблица 2

Источники манипуляции 

Где проявляются
Потребности (иерархия потребностей А.Маслоу) 1) физиологические 

2) в безопасности

3) принадлежать общности

4) в уважении и признании

5) в самореализации

6) в положительных эмоциях

 

Слабости 1) любопытство 

2) несовершенство психики

3) внушаемость

4) подверженность установкам

5) любовь к «халяве»

6) суеверие

7) азартность

8) жалостливость

9) невежество

10) завистливость

 

Особенности психики 1) психологическое заражение и отождествление 

2) шаблоны и соответствие социальной роли

3) чувства (страх, страсть к чему-либо, нетерпение)

4) особенности восприятия

 

 

Интересны также манипулятивные приёмы и способы манипулирования (таблица 3)

Таблица 3

Манипулятивные приемы 

Способы манипулирования
Работа с информационным потоком 1) искажение информации 

2) утаивание информации

3) селекция информации

 

Воздействие на личностные слабости людей 1) воздействие на чувство вины 

2) лесть

3) воздействие на жалость

4) воздействие на тщеславие

5) воздействие на конкретные интересы и потребности

 

Психологическое давление 1) «универсальные высказывания». 

2) генерализации (расширенные обобщения)

3) неявное указание на нарушение общепринятой нормы

4) расширение сообщения

5) замещение субъекта действия

6) подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными и наоборот.

7) ложная аналогия

8) тематическое переключение.

9) неявные допущения

10) опущения типа«ясно», «очевидно».

11) выведение из равновесия

12) отвлекающий маневр

 

Особое внимание привлекают манипулятивные приемы, которые используют политики в ходе обсуждений и дискуссий. К самым распространённым можно отнести такие: формирование мнений путем целенаправленного подбора выступающих, двойной стандарт в нормах оценивания поведения участников дискуссий, «маневрирование» повесткой обсуждения, психологические уловки, самовосхваление, использование незнакомых для оппонента слов, теорий и терминов, «подмазывание» аргументов, срыв или уход от обсуждения, «чтение в сердцах», требование однозначного ответа.

Можно выделить три основных способа, которыми политическая пропаганда, как правило, достигает своей цели:

1. Простая подтасовка фактов и предоставление ложной информации.

2. Использование модели «внутри группы / вне группы».

3. Использование эмоциональных установок и предрассудков, которыми люди уже обладают.

Огромную роль в политической гонке можно возложить на средства массовой информации. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства:

1. Осуществляется незаметно для управляемых.

2. Не влечёт за собой прямых жертв и крови.

3. Не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

Манипулятивная деятельность средств массовой информации превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.

Базируется на том, что любые новости являются продуктом деятельности людей, имеющими определённые идеологические воззрения, а также создаются под давлением политического окружения, в котором находится организация, делающая новости. В поле зрения средств массовой информации попадают люди, имеющие высокий статус в обществе, а остальные большей частью игнорируются.

Основным материалом, с помощью которого средства массовой информации осуществляют свои манипуляции, является информация.

Информацию можно:

– сфабриковать, выдавая её за подлинную;

– исказить путём неполной, односторонней её подачи;

– отредактировать, добавив различные домыслы;

– интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

– утаить важную информацию, какие-либо существенные детали;

– проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;

– сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

– приписать кому-либо заявлений, которых он никогда не делал;

– опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

– неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления; которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.

Приведём примеры заголовков местных газет, где наблюдается интерпретирование фактов в выгодном для манипулятора свете: «Какие партии подмял под себя Пономарёв?», «Кукловод и его марионетки», «Дешёвый пиар, граничащий с подставой», «Холодный душ для бердянцев от депутатов-пофигистов».

В современном политическом дискурсе можно наблюдать манипулятивную подачу информации, а именно: обилие информации, подача информации мелкими порциями, прием домысливания в  нужном  направлении, захваливание.

Чаще всего политики манипулируют на компетентности, привлекательности, контрасте и ассоциациях, принципе постепенных уступок, желании предстать в лучшем свете.

Так, например, Владимир Чепурной, кандидат на пост мэра города, обращаясь к учителям, употребляет такие фразы: «Мне близок этот праздник…», «мне хорошо знакомы трудности», «родные наши учителя», «низкий поклон вам», «благодаря вам…наша страна с уверенностью и надеждой смотрит в будущее». Здесь наблюдается не только желание предстать в лучшем свете, но и сблизиться с определённой группой населения, заручаясь в их понимании и поддержке.

Также современные политики прибегают к таким речевым техникам манипуляции (таблица 4):

Таблица 4

Речевые техники манипуляции 

 

Трюизмы.
Допущения.
Противопоставления.
Выбор без выбора.
Введение имплицитной информации: 

1) семантическая пресуппозиция ;

2) имплицитная логическая связь;

3) ложная аналогия;

4) апелляция к авторитетам;

5) «свернутые» сравнения;

6) специфический нейминг;

7) генерализация.

 

 

Исследуя речевые манипуляции как вид языкового воздействия в политическом дискурсе, мы выделяем следующие уровни речевой манипуляции: фонографический, лексический, грамматический.

Фонографический уровень. Использование фонетических средств – прерогатива устной речи: применяются и интонация, и тембр, и выделение голосом, и паузы. Если же рассматривать тексты выступлений политиков, то нужно обратить внимание на аллитерацию, рифмизацию.

Например, мэра города Бердянск А. А. Бакая в местной прессе называют Байки-Бакайки, касательно его политической программы (газета «оГород» № 6 за 28 сентября).

Лексические средства речевой манипуляции составляют самую широкую и часто употребляемую область инструментов речевой манипуляции. Обращает внимание номинализация – распространенное в политическом дискурсе средство обезличивания действия. Широко востребованными в политическом дискурсе являются метафора и метонимия.

Отличительной чертой «слов-амеб» является предельно широкая семантика в контексте политического дискурса. Так называют «прозрачные» слова, не связанные с контекстом реальной жизни, которые обозначают абстрактное понятие, не имеющее конкретного содержания.

Зачастую в политическом дискурсе встречаются измененные прецедентные феномены. Источниками таких речевых стереотипов могут быть самые разные: названия нашумевших фильмов, часто исполняемых песен, фрагментов рекламных роликов, известные высказывания общественных деятелей, политиков. Также часто используются афоризмы, перефразированные пословицы.

Так, Владимир Чепурной 7 октября 2015 года заявил: «И я гарантирую, что смогу объединить все силы для общего блага. В одной из прокламаций написали: «Чепурной – «Титаник» бердянской политики». Вспомните историю, почему утонул «Титаник», – им просто не умело управляли. Я же никому не позволю мною рулить, как бы ни мусолили эту тему. Быть партнером я могу и готов, но только тем, кто хочет Бердянску блага, – и на этом точка!» (http://www.brd24.com/news/a-35018.html)

Нужно подчеркнуть, что цель политических эвфемизмов – замалчивать, вводить в заблуждение общественное мнение и выражать то, что неприятно, более мягким образом. Противоположную цель преследуют дисфемизмы, основанные на подчеркивании некоего отрицательного признака, их цель –вызвать неприязнь, отвращение или ненависть.

Например, в газете «оГород» № 6 за 28 сентября 2015 год в статье «Дела грешные Мадам чёрноротой», автор употребляет дисфемизмы с целью описать в негативном свете Валентину Милакову, которая подала свою кандидатуру в депутаты: «Кого не спроси: кто такая Валентина Милакова? – ответ звучит сходу: «Сука редкая», или «Черноротая»! Окрестили так Валентину Васильевну в народе то ли из-за фирменной «гавкучести», то ли из-за характерной для дворняжки преданности своим хозяевам. Кто бы не был у власти, она дивным образом приспосабливаласьпри любом хозяине место в будке находила. Одни боятся её, другие связываться не хотят, поэтому кость всегда подбрасывают» («оГород» № 6 за 28 сентября 2015 г.).

Функционируя на грамматическом уровне, речевая манипуляция использует как возможности морфологических категорий и форм, так и синтаксических конструкций и категорий.

Очень часто встречаются различные виды вопросов, в частности риторические, которые не предполагают ответа, а выступают в роли скрытого утверждения. Например: «Александр Пономарёв – «сбитый лётчик»?» («Новости Бердянска № 22 за 10 сентября 2015 г.»). В данном случае заголовок не является вопросительным предложением в обычном понимании, оно имеет лишь формальный признак – вопросительный знак. Его цель – выразить насмешку.

Изучение механизма манипулирования с помощью лингвистических средств помогает избежать речевой демагогии, речевой агрессии.

Перспективность данного исследования заключается в дальнейших изучениях речевых особенностей воздействия политиков на общество (на примере лингвистического анализа текстов их выступлений).

 

Список литературы

  1. Быкова, О. Н. Языковое манипулирование: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» / О. Н. Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. – Красноярск, 1999. – Вып. 1(8).
  2. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. / Т. А. ван Дейк. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 344 с.
  3. Джинджолия, Г. П. Речевые стратегии современного политического дискурса / Г. П. Джинджолия // Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка – № 20 (207). – Ч. ІІ – 2010. – С. 17–23.
  4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции:  феномены,  механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. –  344 с.
  5. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь русского язика / Т. Ф. Ефремова. URL: http://www.jiport.com/?sname=efr (дата обращения 17.06.2014).
  6. Иссерс, О.С. Что говорят политики своему народу, чтобы понравиться / О. С. Иссерс // Вестник Омского университета, 1996. – Вып. 1. – С. 71–74.
  7. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. / C. Г. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм-Эксмо, 2005. – 832 с.
  8. С. Московичи. Век толп, – М., «Центр психологии и психотерапии», 1996.
  9. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений  / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. URL: http://www.ozhegov.com/words/18977.shtml (дата обращения 17.06.2014).
  10. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации = Man, the Manipulator: The Inner Jorney from Manipulation to Actualization. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. –192 с.
  11. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

Об авторе

admin administrator