Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015 г.
Вусик Анна Леонидовна,
к.филол.н., доцент кафедры общего языкознания и славянской филологии Бердянского государственного педагогического университета (г. Бердянск, Украина)
РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ – ВИД ЯЗЫКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Проблема взаимоотношений власти и общества была в центре внимания человечества с самых древних времен. Люди стали делиться на управляемых и управляющих тогда, когда начали зарождаться самые примитивные формы организаций. Определять науку управления людьми термином «политика» начали с сократовских времен.
Невозможно себе представить современное общество, которое не было бы вовлечено в политику.
Политика представляет собой акт манипуляции человеческим сознанием ради достижения поставленных целей и задач. Несомненно, одним из инструментов манипулирования является речь.
Первый шаг, который был сделан для решения поставленной задачи, – обратиться к авторам, работавшим над проблемой манипуляции вообще и над феноменом манипуляции в политике.
Известный французский исследователь С. Московичи (Московичи, 1996, 8) отмечает, что вожди масс используют обольщение, гипноз, пропаганду и внушение в процессе манипулирования массами. И при этом, он отмечает склонность масс к подчинению и подверженности манипулятивному воздействию.
В книге Э. Шосторма «Человек – манипулятор» (Шосторм, 2008, 10) дана характеристика основных черт личности манипулятора и в образной форме описано отношение таких людей к окружающим.
Е. Л. Доценко в монографии «Психология манипуляции» (Доценко, 1997, 4) проводит огромную исследовательскую и аналитическую работу.
В своем первоначальном значении слово «манипулирование» означало «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь.
И, несмотря на то, что феномен манипуляции изучается уже достаточно давно, до сих пор нет четкого его определения (таблица 1).
Таблица 1
Учёный | Манипуляция – это |
Б. Н. Бессонова | форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая ненасильственным путём |
Д. А. Волкогонов | господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира |
Р. Гудин | скрытое применение власти вразрез с предполагаемой волей другого. |
Д. Рудинов | побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого |
В.Н. Сагатовский | значит относится к другому как к средству, объекту, орудию |
Г. Шиллер | скрытое принуждение программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения |
Э. Шостром | управление и контроль, эксплуатацию другого, использование в качестве объектов, вещей |
В. М. Бехтерев | вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом акте «Я» субъекта |
В нашем понимании, манипуляция – это речевой способ психологического воздействия на общественное сознание с целью побуждения к совершению определенных действий, выгодных для манипулятора.
Манипулирование:
Кроме того, необходимо отметить, что при манипуляции важно ощущение самостоятельности принятия решения. Манипулятор создает иллюзию самостоятельности принятия решения реципиентом.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что манипуляция присутствует во всех сферах общественной жизни. Наиболее ярко этот феномен проявляется в политической сфере.
Данная работа является актуальной, поскольку вопрос о языковом манипулировании в политическом дискурсе недостаточно хорошо разработан и представляет собой огромный интерес для современных лингвистов.
Неотъемлемой частью политического дискурса являются адресат и адресант (в политическом дискурсе выступают политики).
Политики в процессе своего выступления должны не только проинформировать аудиторию о каком-либо аспекте общественной жизни, но, что наиболее важно, добиться расположения аудитории, убедить слушателей принять ту или иную позицию, а также заручиться их поддержкой.
Для того чтобы реализовать все свои цели и мотивы политики-адресанты используют речевое манипулирование. Для совершения речевой манипуляции используются слова, символы, жесты, мимика.
Еще один эффективный способ манипуляции в политическом дискурсе (к которому очень часто прибегают современные политики) – показать в негативном свете своих противников перед людьми, указать на их изъяны.
Например, возьмём местную газету «Новости Бердянска» за 10 сентября 2015 года, где на 6 странице статья автора Владимира Петрова «Дедушка на побегушках». Статья не только делиться на подзаголовки в которых Владимир Безверхий, балатирующийся на пост мэра, предстаёт в негативном свете, но и с помощью речевых манипуляций даётся характеристика: «Холоп хозяина – не руководитель», «Пешка в кресле секретаря совета». Автор статьи подчёркивает: «Мальчики (или девочки) на побегушках – так говорят о молодых людях, ещё ничем не проявивших себя и просто выполняющих какие-то поручения старших товарищей. Роль, конечно, унизительная и незавидная. Но в начале карьеры, в принципе, нормальная. Если есть здоровые амбиции, целеустремлённость, жажда к знаниям, то из мальчика на побегушках вырастают крупные руководители. Гораздо хуже, когда наоборот. Когда человек, достигнув определённого авторитета и уважения, превращается на старости лет непонятно в кого…в эдакого дедушку на побегушках, которого куда пошлют, туда он и идёт, что скажут, то и делает, даже если самого от этого коробит. Именно так случилось с нынешним депутатом городского совета, несостоявшимся секретарём депутатского корпуса Владимиром Безверхим» («Новости города» № 22 за 10 сентября 2015 г.).
Мы постарались определить источники манипуляции (таблица 2):
Таблица 2
Источники манипуляции
|
Где проявляются |
Потребности (иерархия потребностей А.Маслоу) | 1) физиологические
2) в безопасности 3) принадлежать общности 4) в уважении и признании 5) в самореализации 6) в положительных эмоциях
|
Слабости | 1) любопытство
2) несовершенство психики 3) внушаемость 4) подверженность установкам 5) любовь к «халяве» 6) суеверие 7) азартность 8) жалостливость 9) невежество 10) завистливость
|
Особенности психики | 1) психологическое заражение и отождествление
2) шаблоны и соответствие социальной роли 3) чувства (страх, страсть к чему-либо, нетерпение) 4) особенности восприятия
|
Интересны также манипулятивные приёмы и способы манипулирования (таблица 3)
Таблица 3
Манипулятивные приемы
|
Способы манипулирования |
Работа с информационным потоком | 1) искажение информации
2) утаивание информации 3) селекция информации
|
Воздействие на личностные слабости людей | 1) воздействие на чувство вины
2) лесть 3) воздействие на жалость 4) воздействие на тщеславие 5) воздействие на конкретные интересы и потребности
|
Психологическое давление | 1) «универсальные высказывания».
2) генерализации (расширенные обобщения) 3) неявное указание на нарушение общепринятой нормы 4) расширение сообщения 5) замещение субъекта действия 6) подмена нейтральных понятий эмоционально-оценочными и наоборот. 7) ложная аналогия 8) тематическое переключение. 9) неявные допущения 10) опущения типа«ясно», «очевидно». 11) выведение из равновесия 12) отвлекающий маневр |
Особое внимание привлекают манипулятивные приемы, которые используют политики в ходе обсуждений и дискуссий. К самым распространённым можно отнести такие: формирование мнений путем целенаправленного подбора выступающих, двойной стандарт в нормах оценивания поведения участников дискуссий, «маневрирование» повесткой обсуждения, психологические уловки, самовосхваление, использование незнакомых для оппонента слов, теорий и терминов, «подмазывание» аргументов, срыв или уход от обсуждения, «чтение в сердцах», требование однозначного ответа.
Можно выделить три основных способа, которыми политическая пропаганда, как правило, достигает своей цели:
1. Простая подтасовка фактов и предоставление ложной информации.
2. Использование модели «внутри группы / вне группы».
3. Использование эмоциональных установок и предрассудков, которыми люди уже обладают.
Огромную роль в политической гонке можно возложить на средства массовой информации. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства:
1. Осуществляется незаметно для управляемых.
2. Не влечёт за собой прямых жертв и крови.
3. Не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.
Манипулятивная деятельность средств массовой информации превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.
Базируется на том, что любые новости являются продуктом деятельности людей, имеющими определённые идеологические воззрения, а также создаются под давлением политического окружения, в котором находится организация, делающая новости. В поле зрения средств массовой информации попадают люди, имеющие высокий статус в обществе, а остальные большей частью игнорируются.
Основным материалом, с помощью которого средства массовой информации осуществляют свои манипуляции, является информация.
Информацию можно:
– сфабриковать, выдавая её за подлинную;
– исказить путём неполной, односторонней её подачи;
– отредактировать, добавив различные домыслы;
– интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;
– утаить важную информацию, какие-либо существенные детали;
– проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;
– сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;
– приписать кому-либо заявлений, которых он никогда не делал;
– опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;
– неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления; которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.
Приведём примеры заголовков местных газет, где наблюдается интерпретирование фактов в выгодном для манипулятора свете: «Какие партии подмял под себя Пономарёв?», «Кукловод и его марионетки», «Дешёвый пиар, граничащий с подставой», «Холодный душ для бердянцев от депутатов-пофигистов».
В современном политическом дискурсе можно наблюдать манипулятивную подачу информации, а именно: обилие информации, подача информации мелкими порциями, прием домысливания в нужном направлении, захваливание.
Чаще всего политики манипулируют на компетентности, привлекательности, контрасте и ассоциациях, принципе постепенных уступок, желании предстать в лучшем свете.
Так, например, Владимир Чепурной, кандидат на пост мэра города, обращаясь к учителям, употребляет такие фразы: «Мне близок этот праздник…», «мне хорошо знакомы трудности», «родные наши учителя», «низкий поклон вам», «благодаря вам…наша страна с уверенностью и надеждой смотрит в будущее». Здесь наблюдается не только желание предстать в лучшем свете, но и сблизиться с определённой группой населения, заручаясь в их понимании и поддержке.
Также современные политики прибегают к таким речевым техникам манипуляции (таблица 4):
Таблица 4
Речевые техники манипуляции
|
Трюизмы. |
Допущения. |
Противопоставления. |
Выбор без выбора. |
Введение имплицитной информации:
1) семантическая пресуппозиция ; 2) имплицитная логическая связь; 3) ложная аналогия; 4) апелляция к авторитетам; 5) «свернутые» сравнения; 6) специфический нейминг; 7) генерализация.
|
Исследуя речевые манипуляции как вид языкового воздействия в политическом дискурсе, мы выделяем следующие уровни речевой манипуляции: фонографический, лексический, грамматический.
Фонографический уровень. Использование фонетических средств – прерогатива устной речи: применяются и интонация, и тембр, и выделение голосом, и паузы. Если же рассматривать тексты выступлений политиков, то нужно обратить внимание на аллитерацию, рифмизацию.
Например, мэра города Бердянск А. А. Бакая в местной прессе называют Байки-Бакайки, касательно его политической программы (газета «оГород» № 6 за 28 сентября).
Лексические средства речевой манипуляции составляют самую широкую и часто употребляемую область инструментов речевой манипуляции. Обращает внимание номинализация – распространенное в политическом дискурсе средство обезличивания действия. Широко востребованными в политическом дискурсе являются метафора и метонимия.
Отличительной чертой «слов-амеб» является предельно широкая семантика в контексте политического дискурса. Так называют «прозрачные» слова, не связанные с контекстом реальной жизни, которые обозначают абстрактное понятие, не имеющее конкретного содержания.
Зачастую в политическом дискурсе встречаются измененные прецедентные феномены. Источниками таких речевых стереотипов могут быть самые разные: названия нашумевших фильмов, часто исполняемых песен, фрагментов рекламных роликов, известные высказывания общественных деятелей, политиков. Также часто используются афоризмы, перефразированные пословицы.
Так, Владимир Чепурной 7 октября 2015 года заявил: «И я гарантирую, что смогу объединить все силы для общего блага. В одной из прокламаций написали: «Чепурной – «Титаник» бердянской политики». Вспомните историю, почему утонул «Титаник», – им просто не умело управляли. Я же никому не позволю мною рулить, как бы ни мусолили эту тему. Быть партнером я могу и готов, но только тем, кто хочет Бердянску блага, – и на этом точка!» (http://www.brd24.com/news/a-35018.html)
Нужно подчеркнуть, что цель политических эвфемизмов – замалчивать, вводить в заблуждение общественное мнение и выражать то, что неприятно, более мягким образом. Противоположную цель преследуют дисфемизмы, основанные на подчеркивании некоего отрицательного признака, их цель –вызвать неприязнь, отвращение или ненависть.
Например, в газете «оГород» № 6 за 28 сентября 2015 год в статье «Дела грешные Мадам чёрноротой», автор употребляет дисфемизмы с целью описать в негативном свете Валентину Милакову, которая подала свою кандидатуру в депутаты: «Кого не спроси: кто такая Валентина Милакова? – ответ звучит сходу: «Сука редкая», или «Черноротая»! Окрестили так Валентину Васильевну в народе то ли из-за фирменной «гавкучести», то ли из-за характерной для дворняжки преданности своим хозяевам. Кто бы не был у власти, она дивным образом приспосабливалась – при любом хозяине место в будке находила. Одни боятся её, другие связываться не хотят, поэтому кость всегда подбрасывают» («оГород» № 6 за 28 сентября 2015 г.).
Функционируя на грамматическом уровне, речевая манипуляция использует как возможности морфологических категорий и форм, так и синтаксических конструкций и категорий.
Очень часто встречаются различные виды вопросов, в частности риторические, которые не предполагают ответа, а выступают в роли скрытого утверждения. Например: «Александр Пономарёв – «сбитый лётчик»?» («Новости Бердянска № 22 за 10 сентября 2015 г.»). В данном случае заголовок не является вопросительным предложением в обычном понимании, оно имеет лишь формальный признак – вопросительный знак. Его цель – выразить насмешку.
Изучение механизма манипулирования с помощью лингвистических средств помогает избежать речевой демагогии, речевой агрессии.
Перспективность данного исследования заключается в дальнейших изучениях речевых особенностей воздействия политиков на общество (на примере лингвистического анализа текстов их выступлений).
Список литературы
Об авторе