Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2016
Арпентьева Мариям Равильевна,
профессор кафедры психологии развития и образования, доцент, руководитель лаборатории психолого-педагогического сопровождения семьи и детства Центра социально-гуманитарных исследований, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга, Россия)
КРИМИНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПРОФАЙЛИНГ
Расследование преступлений (criminal investigation)— деятельность по установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причинённого преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления (Ефимичев, Ефимичев, 2009; Косарев, 2006; Левченко, 2004; Холопова, 2006). Эта деятельность – часть работы следователя и часть эксперта все более часто применяемых судебно-медицинской и судебно-психологической экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза – деятельность по изучению экспертом на основе специальных познаний в области психологии, осуществляемая с целью заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; это специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом (психологом) по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме. Она нужна тогда, когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, требуются специальные психологические знания. В целом эта экспертиза направлена на исследование психического мира людей, чья вменяемость, как правило, не вызывает сомнения или уже подтверждена в результате судебно-психиатрической экспертизы, а потому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей, поэтому она предшествует судебно-психиатрической экспертизе или проводиться параллельно, реже – совместно (судебные психолого-психиатрические экспертизы) (Енгалычев., Южанинова, 2007; Енгалычев, Шипшин, 1997; Холопова, 2006; Burgess, Roberts, 2009, 103).
Важным моментом этой деятельности является ее системность. И.Н. Якимов еще в двадцатые годы ХХ века отметил, что «…следствие не должно быть совокупностью случайно и бессистемно предпринятых процессуальных действий, а должно являть собой единое, логически стройное целое, в кото- ром каждый последующий этап развития должен вытекать из предыдущего как логическое следствие его причины» (Якимов, 1929, 161).В современной судебно-медицинской экспертизе, а также в системе безопасности внутригосударственных и межгосударственных особое место занимает профайлинг как комплекс мер диагностического «картирования» и осмысления обстоятельств преступления и угроз безопасности в разных по типу ситуациях: от «портретирования» и прогнозирования поведения криминальных лидеров до восстановления картин массовых преступлений, от работы с террористами и серийными убийствами до профотбора и создания групп суперпрофессионалов, менеджеров высшего звена в высокотехнологичных корпорациях. Профайлинг – система социально-психологических методик по диагностике личностных особенностей, скрываемых мотивов и оценке сообщаемой информации, основанных на оценке невербального, вербального и субвербального поведения объекта, по прогнозированию сценариев развития ситуаций и отношений, поступков, моделей поведения и общения человека (Аврутин и др., 2010; Анисимова , 2007; Алексеев, Громова, 1993; Волынский-Басманов, 2006; Еремин, 2012; Ениколопов, Ли, 2007; др.). Это комплекс методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, в том числе, характеристик внешности и поведения. Он включает технологии наблюдения и опроса людей с целью выявления потенциально опасных или говорящих неправду лиц, а также людей с определенными талантами и ценностями (Аврутин, Пряхина, Самарин, Статный, 2010; Аминов и др., 2012; Биркенбил, 1997; Кузнецова, 2013; Волынский-Басманов, 2009; Волынский-Басманов, Аминов, 2011; Сейджман, 2008, 77). История профайлинга , как известно, связана с работой спецслужб (КГБ, ЦРУ, др.) сотрудников МВД и МИДов разных стран. Наиболее известные «источники» и разработки связаны с деятельностью отдела поведенческих наук Академии ФБР в США, которыми в конце ХХ века была разработана программа психологического профилирования. Определение метода дано «родоначальником» идеи профилирования, Р. Ресслером как «процесс идентификации всех психологических характеристик индивидуума, составляющий общее описание личности, основанный на анализе совершенных им преступлений» (Возженикова, Кузнецов, 2014; Наварро, Карлинс, 2009, 10; Статный, Спирица, Иванова А, 2013, 8-9; Фрай, 2005; Фрай, 2006; Burgess, Douglas, Hartman, McCormack, Ressler, 1986; Turvey, 2002).
Как правило, профайлинг включает вопросов, направленных на выявление нестандартных реакций пассажиров на, казалось бы, простые вопросы. Когда методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS, она стала использоваться службами безопасности в большинстве европейских стран и США. В настоящее время – широко используется во всем мире, в том числе на транспорте. Параллельно с этим, компания П.Экмана разработала ряд компьютерных программ, позволяющих считывать и прогнозировать изменения состояний и поведения человека по невербальным и паралингвистическим характеристикам (Кузнецова , 2013; Лабунская, 1999; Михайленко , 2011; Михайленко, Келехсаев, 2008, 260; Холопова, 2006; Экман, 2009; Burgess, Douglas, Hartman, McCormack, Ressler, 1986). Эти программы стали активно применять не только в аэропортах, но и в других структурах, занимающихся обеспечением безопасности государств и межгосударственных отношений. Скрытое «тестирование» потенциального злоумышленника или претендента на должность дает возможность построить его «профиль» для выявления преступных замыслов или талантов.
Однако, по-прежнему, лидерство в профилировании принадлежит собственно лингвистической экспертизе. Она выступает как неизменный компонент или основа любого профилирования. «Провести профилирование» – значит отнести человека по ряду невербальных признаков к типу личности: опасному или неопасному в зависимости от социального окружения и контекста. Профайлинг в своей основе есть технология предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии. Профайлинг как деятельность учит наблюдать и анализировать окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем (Экман, 2009; Burgess, Douglas, Hartman, McCormack, Ressler, 1986; Ekman, Friesen, Scherer, 1976; Turvey, 2002; Burgess, Roberts, Regehr, , 2009, 103; Ефимичев, Ефимичев, 2009; Косарев С, 2006; Левченко, 2004). Профайлинг предполагает использование комплекса прикладных социально-психологических методик, целью которых является оценка достоверности сообщаемой информации по вербальному и невербальному поведению человека, так называемая неинструментальная или интегративная детекция лжи и/или качеств личности. Профайлинг также выступает как комплекс социально-психологических методик «чтения людей», основанные как на технологиях спецслужб, позволяющих в экспресс режиме, в условиях минимума данных и времени, минимума ресурсов и методов «считать» личностные и межличностные характеристики, ценности и мотивы, убеждения и комплексы человека или группы лиц, достоверно спрогнозировать поведение и общение с человеком, таки и на разработках «обычных психологов».
В принципе основные знания в этой области доступны все, но коммерческий профайлинг всегда являлся наивысшей формой психологического мастерства и являлся уделом немногих избранных, т.к. требовал развития высокого уровня «сенсорной чувствительности» и эмпатии, а также- рефлексивности и осознанности. Даже при многочисленных характерных признаках того или иного поведения (преступного, террористического, опасного или безопасного, профессионального, просоциального) работа профайлера не сводится к механическому отнесению человека или его состояния к тому или иному типажу. Когда классические алгоритмы работы не срабатывают, требуется индивидуальный подход, эмпатия и интеллект самого профайлера, его готовность и способность видеть «правду» человека, жизни, самого себя. В этом и заключается мастерство профайлера — в каждом конкретном случае понять и предвидеть действия непредсказуемого, «типологизировать» непредсказуемое и делать его понятным, демистифицировать. Примером является разработанная нами методика «правила трех»: простая, экономичная и «самоочевидная». Но, тем, не менее, имеющая ряд моментов, которые могут быть поняты только при достаточно серьезной и специальной подготовке профайлера в нескольких сферах знаний, включая знания психолингвистические. Данное правило реконструировано на основе анализа принципов интерпретации результатов применения проективных тестовых методик типа тематического апперцепционного теста, теста «Кто я?», на основе данного правила строятся модели авторских тренингов и коррекционно-диагностических методик в сфере профессионального и карьерного отбора и развития, диагностики личностных и межличностных проблем в разных сферах, включая сферу обеспечения безопасности. Она раскрывает процесс «утечки информации», позволяет подключиться к нему, войти в наиболее скрываемые человеком аспекты его поведения и отношений к себе и миру непосредственно (Арпентьева, 2014, 2015).
Как и все технологии спецслужб, инструменты профайлинга работают быстро, просто и надежно: все, что надо знать о человеке, отражается в его манере поведения и речи, нужно лишь понимать, на что обращать внимание. Профайлинг позволяет оценить степень заинтересованности и эмоциональное состояние собеседника, особенности его когнитивных процессов и представления о себе и мире. И действовать, исходя из составленной картины. Кроме того, есть возможность оценить достоверность сообщаемой информации. В профайлинге важны не только детали, но и способ, и порядок действий человека. Профайлер анализирует, сопоставляет факты и составляет психологический портрет субъекта: черты характера, особенности личности, поведения преступника, делает предположения о его возрасте, расе, поле, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, называют его привычки, наклонности, описывают стиль: в быту, взаимоотношения, предсказывают следующие шаги. Примером такой методики является относительно развернутый, но дающий массу информации «Словарь» И.Г. Кокуриной, не только вскрывающий непосредственные смыслы жизнедеятельности человека, меру его нравственной дезориентации или распада личности, но и позволяющий через имеющиеся соотношения определить пол, возраст, уровень образования и многие другие характеристики субъекта (индивида и группы). Интересно, что это также методика «психолингвистического» типа: через психосемантические соотношения раскрывающая сущность человека и его жизнедеятельности (Кокурина, 1990). Интересны и другие методики «чтения мыслей» и «портретирования», опирающиеся на невербальные и вербальные сигналы, их «психолингвистическое» прочтения (Арпентьева , 2014).
Профайлер — человек, который определяет правду и ложь по внешним проявлениям, которые видны у оппонента. Анализирует слабые и незаметные сигналы, противоречивость и «неравномерность» психологической фактуры поведения (вербального и невербального). Профайлер может говорить в свободной форме, на любые темы, менять темы и манеру общения, получать более развёрнутые и точные ответы, нежели при опросе с полиграфом. Он может выявлять значимые и не значимые темы для опрашиваемого. Важны не только детали, но и способ, и порядок действий человека. Профайлеры не только описывают черты характера, особенности личности, поведения преступника, описывают стиль отношений в быту и на работе, они предсказывают следующие шаги (Кудин, Статный , 2013; Кузнецова, 2013; Лабунская, 1999; Михайленко, 2011).
Профайлеры – опытные психологи, имеющие профильное образование соответствующего уровня, большой опыт практической деятельности по обеспечению безопасности или прошедшие обучение в центрах психофизиологических исследований и экспертиз. Обучение профайлингу положительно влияет как на обучаемых, так и на их последующее отношение к выполнению своих непосредственных служебных обязанностей. Профайлинг заставляет более осознанно и сосредоточенно наблюдать и анализировать окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем (Дуглас, Олшейкер, 1998, 10; Михайленко, 2011, 102-110). В профайлинге необходимо применение методов психологии в их прикладном аспекте, так как особый акцент делается здесь на процессах межличностного взаимодействия, на возможностях человеческого понимания – «считывания» внешней и внутренней информации, на формировании и развитии наблюдательности, проницательности, коммуникабельности. Важное место здесь играет слепота невнимания или перцептивная слепота, феномен слепоты к событиям, происходящим прямо перед нашими глазами. Причины такой слепоты: неготовность воспринимать предметы, которые человек не ожидает увидеть, рассеянность, вызванная необходимостью полностью сконцентрировать внимание, а также нежелание видеть правду. Именно оно блокирует способности профайлера и обычного человека в работе с самыми разными методиками и уровнями интерпретации анных. . Слепота к изменениям связана с тем, что изменения могут совпадать с коротким прерыванием наблюдаемого и другими феноменами.
Обычно выделяют два основных метода создания поискового или идентификационного портрета (профиля) потенциального преступника или специалиста: статистический и смысловой. Статистический подход основан на создании баз данных уголовных дел и на расчете по ним корреляций между признаками преступления и признаками личности устанавливаемого преступника, предполагая обязательное наличие базы раскрытых уголовных дел, образующих выборочную совокупность. Смысловой подход базируется на психологическом анализе материалов уголовного дела, необходимом для выявления субъективных детерминант криминального поведения через психологическую интерпретацию материальных и идеальных следов преступления. Комплексный корреляционно-смысловой подход, более эффективен. Подражатели — категория лиц, у которых психологические черты, присущие разного рода преступникам (серийным убийцам, террористам, поджигателям, отравителям, насильникам, детоубийцам и др.), не являются устойчивыми качествами личности, а проявляются лишь в демонстрационной форме при совершении ими деяний. Поступки подражателя соответствуют определенной модели преступного поведения, но прогнозировать их невозможно, поскольку они могут видоизменяться в любой момент: речь идет об имитации того или иного типа антисоциального поведения с целью скрытия истинных мотивов преступления.
Специальный агент ФБР Р. Хейзелвуд, известный американский специалист в области криминальной психологии, выделял в анализе три основных вопроса – «что?», «почему?», «кто?» – и фазы, интерпретируя их следующим образом: – «что произошло?» – под этим понимается все, что с поведенческой точки зрения могло быть интересно в преступлении – «почему и каким образом это произошло?» – почему, например, после убийства изуродован труп жертвы? Каковы причины каждого значимого поведенческого фактора в преступлении? – «кто мог совершить такое преступление?» – решение этого вопроса и составляет задачу специалиста-профайлера (Биркенбил, 1997; Васкэ, 2006; Возженикова, Кузнецов, 2014; Кузнецова, 2013 и др.). При этом сначала нужно установить базовую линию поведения.
Чтобы определить базовую линию поведения, нужно помочь человеку расслабиться, если он напряжён. Обращать внимание на то, как он ведёт себя в спокойном состоянии: как он жестикулирует, какие метапрограммы он использует, какая мимика у него. Базовая линия поведения — это фокус, от которого необходимо отталкиваться в процессе определения лжи или общего профилирования. Оценивать реакцию на изменения в поведении можно только после введения стимула, при этом желательно проверить повторяемость реакций на стимул. Обычно используют модель «Субъект – Действие – Объектность» (модель СДО), она ориентирована на максимальную конкретизацию полученной информации. Основными задачами модели СДО являются: 1) восстановление исчезнувшей информации, 2) превращение события в процесс, 3) поиск противоречия с опытом, 4) разрушение ограничения, 5) выяснение того, с чем сравнивают, 6) выяснение, действительно ли справедливо предположение о причинно-следственной связи, 7) выяснение способа получения информации. Вопросы по «субъекту» («кто?», «что?») – это вопросы о сущности проблемы и человека.
Большое значение имеет массовый или территориальный профайлинг Одновременная работа нескольких сотрудников-профайлеров, наблюдающих одинаковую «картинку» проводимого мероприятия на мониторах позволит значительно повысить вероятность выявления лиц, собирающихся совершить то или иное противоправное деяние, и анализировать поведение заинтересовавших сотрудников полиции людей. Особое внимание следует уделять изменению динамики поведения людей. Поскольку часто поведение людей хаотично, подчиняется закономерностям действий толпы, вследствие чего их поведение характеризуется снижением волевых процессов, развитием бессознательного подражания и повышенным состоянием внушаемости. Ритм, темп, последовательность и направление движений людей, присутствующих на крупном мероприятии, в общественном месте, обычно проявляются достаточно одинаково: обращать внимание нужно на любые изменения в движениях людей, которые выбиваются из общих характеристик. Это может проявляться в привлечении к себе внимания, замедлении либо ускорении темпа и ритма движений, немотивированной агрессии по отношению к окружающим. Причинами этого могут быть: состояние алкогольного или наркотического опьянения, конфликты на этнической или религиозной почве, хулиганские действия, провокация массовых беспорядков. Территориальный профайлинг имеет своей целью ознакомление с социально-психологическими явлениями в их взаимосвязи с оперативной обстановкой и тактикой оперативного обслуживания и личного сыска оперативными подразделениями органов внутренних дел, участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками патрульно-постовой службы и т.д..
При истолковании невербальных сигналов профайлеры обычно рекомендуют учитывать следующие факторы: 1) все сигналы нужно трактовать в совокупности, в цепочке, не сосредотачиваться на одном симптоме, 2) если слова и жесты противоречат друг другу, приоритет отдают жестам, так как слова поддаются контролю, а жесты – нет, так как являются сложной системой микросигналов, 3) поведение следует рассматривать с учетом условий окружающей среды: если в помещении холодно, человек невольно может принимать закрытые позы, потому что замерз, 4) чем моложе человек, тем более явно он подает невербальные сигналы. Критерии, по которым определяется правдивость и валидность утверждений опрашиваемого лица: контекстуальные вставки, описания взаимодействия, воспроизведение, неожиданные затруднения, необычные подробности и избыточные подробности, точно воспроизведенные, но неверно истолкованные подробности, сообщение о психическом состоянии говорящего и объяснение психологического состояния других субъектов и т.д. Потенциально опасный субъект, имитируя какой-либо набор невербальных признаков, не сможет сымитировать все поведенческие нюансы безопасного поведения (Остапенко, 2007, 201–203). При типологическом подходе каждой типичной «безопасной» роли соответствует норма поведения, любые отклонения от которой подозрительны. Однако, согласно концепции профайлинга, любой человек теоретически может быть опасен, любой предмет может быть замаскированным оружием, взрывным устройством или нести иную опасность. В распознавании улик /отклонений, как отмечалось, нужно обращать внимание на базовое поведение – это обычное поведение человека в обычной обстановке во время разговора на спокойные темы, которые не вызывают у вашего собеседника стресс. «Капкан Брокау», в который часто попадают непрофессионалы, состоит в том, что какой-то признак обмана может быть просто обычным поведением человека. Поэтому профайлеру нужно помнить, что признаков обмана как таковых не существует — нет ни одного жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые единственно и сами по себе означали бы, что человек лжет. Приведем главный закон жестов М. Каро: «Игроки либо играют роль, либо нет. Если всё же играют, то определи, что они ждут от тебя и разочаруй их» (Биркенбил, 1997; Васкэ, 2006). Базовая линия поведения — характерное поведение для человека в комфортном состоянии. Так, если в нормальном состоянии человек говорит быстро и ровно, а после вопроса делает большую паузу и неровно – это отклонение от базовой линии. Особенно интересно работать с точками ориентировочного замирания. Точка ориентировочного замирания – первая реакция на стресс, характеризуется замиранием или паузой между словами и жестами, причем — большей по сравнению с базовой линией поведения. Точка ориентировочного замирания обозначает момент выбора одного из двух путей: правды или лжи, и ее построении, он является ключевым при диагностике лжи или искренности. Далее следуют микровыражения и «неровности психологической фактуры»: при ослаблении самоконтроля, в процессе попыток нейтрализации или маскировки выражения лица и телодвижений: человек «прерывает» уже проявляемое выражение и не «удерживает» его каким–то движением лицевых мускулов. Микровыражения весьма надежны в качестве симптомов обмана и источников утечки информации: профайлер обращается к ним в процессе техник «дорога из хлебных крошек» и «рыбалка» (Арпентьева, 2015; Сейджман, 2008,77; Кузнецова, 2013; 107-111; Ekman, Friesen, Scherer, 1976). Особое внимание нужно также обращать на метасигналы (сигналы несущие информацию о других сигналах) и передозированные сигналы (неуместные действия или нарушение привычных границ взаимодействия). Под метасигналами – кроется истина или демонстрация чего-то. Важны также перенаправленные действия состоят из комплекса телодвижений, которые направлены на одного человека и предназначены для глаз совсем другого. Пример — перенаправленная агрессия в отличие от них перенацеливающие действия — позволяют подавить нежелательные эмоции, путем пробуждения других «конкурирующих» эмоций и управлять поведением и пониманием других людей. Кроме того — подготовительные действия: если человек то хочет, то не хочет, то боится то стремиться что-то сделать, сигнал получается двойным и двусмысленным, в толпе, соответственно – возникают состояния «затора», «давки» (Turvey, 2002; Zuckerman, DePaulo Rosenthal, 1981).
Итак, профайлинг — технология сочетающая методы вербальной и невербальной психодиагностики в целях профилирования для доказательства или предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии. В узком смысле можно рассматривать профайлинг как систему установления вероятностной причастности того или иного субъекта к планируемому (возможному) противоправному действию. В широком смысле слова профайлинг – это комплекс социально-психологических методик по диагностике личностных особенностей, скрываемых мотивов и оценке сообщаемой информации, основанных на оценке невербального поведения объекта. «Провести профилирование» – значит отнести человека по ряду вербальных и невербальных признаков к типу личности: опасному или неопасному в зависимости от социального окружения и контекста. Профайлинг как деятельность учит наблюдать и анализировать окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем. Специалист, верифицирующий ложь и/или опасность, должен обладать большим количеством знаний в разных областях, ему также нужна эмпатия — принятие позиции другого человека. Профайлер не нуждается в том, чтобы оценивать человека или его поступки с позиции «плохой — хороший». Он просто наблюдает и выносит свои заключения, без оценочных суждений. Он выдеяет и анализирует как сильные, кричащие «несоответствия» и сигналы, так и слабые и незаметные сигналы, противоречивость и «неравномерность» психологической фактуры поведения (вербального и невербального): важны не только детали, но и способ, и порядок действий человека. Профайлер анализирует, сопоставляет факты и составляет его психологический портрет», проводит проспекцию и, при необходимости, ретроспекцию. Профиль можно охарактеризовать как совокупность значимых признаков, указывающих на наличие или отсутствие потенциальной связи субъекта с рассматриваемой угрозой / преступлением. Поэтому цель профайлинга — отнесение человека к определенному профилю. Профайлинг как один из способов по предотвращению противоправных действий может и должен применяться на всех этапах, местах и мероприятиях по обеспечению безопасности. в системах обеспечения безопасности. Наиболее часто реализуется «оперативная триада»: предупреждение – предотвращение – пресечение. Особое внимание при этом нужно уделять именно первому компоненту «триады» – предупреждению (профилактике) актов незаконного вмешательства, т.к. предупреждение всегда является значительно менее затратным и более эффективным. Перспективы профайлинга связаны с его использованием в массовых форматах, в том числе, с привлечением технических устройств и программ обеспечения безопасности, а также расширением использования профайлинга в сферах кадрового менеджмента.
Список литературы
Об авторе