Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2017
Бабикова Марина Рашитовна
аспирант кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет
НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД[1]
В настоящее время понятие «дискурс», несмотря на широкое распространение в разных сферах: научной, публицистической и других, до сих пор не получил однозначного толкования и зачастую термин имеет различные взаимоисключающие значения.
Разнообразие подходов, востребованность в различных научных парадигмах является одной из причин множества толкований рассматриваемого феномена. На основании множественности подходов к определению феномена «дискурс» М.Л. Макаров предлагает классификацию существующих определений, которые подразделяются на формальные, функциональные и ситуативные интерпретации (Макаров, 1998, цит. по: Гулинов, 2015, 98-99).
Формальная интерпретация – дискурс рассматривается как уровень, стоящий над уровнем предложения.
Функциональная интерпретация предполагает способ и вариации использования языка (речи во всех возможных формах).
С точки зрения ситуативной интерпретации дискурс рассматривается с учетом социальных, психологических и культурно значимых условий и обстоятельств общения.
Наряду с хорошо известными и ставшими классическими определениями феномена дискурса (см. Арутюнова, 1990; Дейк Т.А. ван, 1989), нашему исследованию созвучны некоторые другие мысли в отношении рассматриваемого термина. Так, например, В.И. Карасик отмечает следующее: «Дискурс представляет собой явление промежуточного порядка между речью, общением, языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом, остающемся в «сухом остатке» общения, с другой стороны» (Карасик, 2004, 231).
Дискурс как центральный момент человеческой жизни «в языке» находит свое отражение в так называемом «языковом существовании», которое представляет собой, по мнению Б.М. Гаспарова «Всякий акт употребления языка – будь то произведение высокой ценности или мимолетная реплика в диалоге – представляет собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта. В этом своем качестве он вбирает в себя и отражает в себе уникальное стечение обстоятельств, при которых и для которых он был создан: коммуникативные намерения автора; взаимоотношения автора и его непосредственных и потенциальных, близких и отдаленных, известных ему и воображаемых адресатов; всевозможные обстоятельства; идеологические черты и стилистический климат эпохи, конкретной среды и конкретных личностей, которым адресовано сообщение (прямо или косвенно); жанровые и стилевые черты как самого сообщения, так и той коммуникативной ситуации в которую оно включается; ассоциации с предыдущим опытом» (Гаспаров, 1996, 9). Разнообразие и многоликость феномена дискурса во многом объясняет отсутствие единого общепринятого определения. Для понимания специфики рассматриваемого феномена, возможно, актуальнее будет углубленный анализ конкретного типа дискурса, каким в нашем случае является националистический.
Описание националистического дискурса осуществляется через использование алгоритма, предложенного доктором филологических наук В.И. Карасиком: характеристика типовых участников; описание хронотопа; выявление целей; определение ценностей; описание основных стратегий; описание ключевых жанров, прецедентных текстов и дискурсивных формул (Карасик, 2004).
Описание типовых участников националистического дискурса, как нам кажется, необходимо представить следующей схемой:
«СВОИ» |
«ЧУЖИЕ» |
Адепты националистических организаций |
Потенциальная националистическая аудитория |
Объекты националистической агрессии |
В основе схемы лежит хорошо известная в националистическом дискурсе оппозиционная пара: «СВОИ – ЧУЖИЕ» (см. Ворошилова, 2014). В свою очередь категория «СВОИ» представлена нами двумя категориями:
Кроме того, в ходе социологических исследований было выявлено, что жизненная позиция членов молодежных националистических организаций характеризуется «неустойчивостью, неосознанностью выбора, ценностной пустотой, неопределенностью жизненных целей, их суженными границами и гедонистической или фаталистической направленностью, личностно-центрированной ориентацией и нарциссическим, изолирующим или депрессивным отношением к себе и к миру в целом», т.е. в целом носит деструктивный характер (Бонкало, Бонкало, 2015, http).
Деструктивность жизненной позиции формируется в определенных социальных условиях жизни. Как правило, те молодые люди, которые попадают в ряды националистических объединений, и остаются там, продвигаясь по «карьерной лестнице», являются выходцами из неблагополучных семей, зачастую такая молодежь испытывает агрессию в отношении государства из-за низкого финансового положения и отсутствия возможности получения образования. Чаще всего, по мнению исследователей, эту нишу занимает безработная молодежь: «Безработные молодые люди, у которых часто нет образования, которые озлоблены на общество и государство, употребляют алкоголь и наркотики, в силу малой защищенности наиболее агрессивно настроены и не толерантны» (Маркин, Роговая, 2012, 11).
Немаловажную роль играет гендерный аспект: адептами националистических группировок чаще всего являются лица мужского пола, что связано, прежде всего, с некоторыми физиологическими особенностями. Так, ученые делают следующие выводы: «подростки и взрослые мужчины, у которых уровень тестостерона в крови выше, чем в среднем по популяции, более склонны к правонарушениям, наркомании и агрессивным реакциям на провокации» (Газета.ru, http).
Школьники – будучи морально незрелой категорией молодежи, являются для националистических группировок своеобразной потенциальной аудиторией для вовлечения в запрещенную деятельность. Их долго готовят к вступлению в ряды националистов, формируют их мировоззрение до того момента, пока данная возрастная категория не перейдет на следующую ступень – студенчество. Школьники оказываются наиболее подвержены чужому влиянию в силу того, что у данной возрастной категории пока отсутствует способность самостоятельно мыслить. Они более ведомы, находясь в положении зависимости от родителей и окружения, стремятся к самовыражению и автономности через совершение «плохих» поступков «для продвижения в жизни или для того, чтобы быть как все, не выделяться» (Маркин, Роговая, 2012, 11).
Студенты – это уже те, кто, как правило, может активно транслировать националистические идеи, кто способен принимать активное участие в националистических митингах, акциях. Студенческая аудитория наиболее эмоциональна в силу юношеского максимализма и односложного черно-белого восприятия межнациональных и межрелигиозных отношений. Возрастные особенности студенчества, по мнению исследователей, характеризуются более высокими протестными настроениями, повышенной активностью и решительностью (Маркин, Роговая, 2012, 11).
Школьники и студенты – те категории лиц, на кого в большей степени направлены многочисленные пропагандистские материалы.
Оппозиция категории «СВОИ» – «ЧУЖИЕ» – «объекты националистической агрессии» (те, против кого направлена пропаганда). К данной категории мы относим: мигрантов, приезжающих в Россию заниматься трудовой деятельность, лиц иной национальности, зачастую националистические настроения направлены против женщин, вступающих в браки с лицами не славянской внешности, довольно часто объектом ненависти для националистов становится современное российское правительство. Другими словами, у каждого националистического объединения свои антагонисты в зависимости от идеологической линии: иностранные граждане, преимущественно под прицелом оказываются лица неславянской внешности, выходцы из Средней Азии и Кавказа, российское и иное зарубежное правительство, идет противостояние иностранной культуре и политике и так далее.
Хронотоп националистического дискурса с точки зрения временной характеристики целесообразно соотносить с определенными периодами развития страны. Несмотря на то, что современные националистические объединения во многом тяготеют к известным националистическим тенденциям прошлых веков, среди которых: имперский национализм, черная сотня, фашистская Германия, коммунистическая идеология и другие, сегодня у националистического дискурса своя эпоха, свой период развития и становления. Националистическая идеология XXI столетия во многом отражает своеобразный этап развития нашей страны, зачастую в материалах националистических организаций мы видим отклик на те или иные политические, культурные события настоящего времени. Эпоха глобализации, пришедшая на смену локализации, привнесла новые краски в идеологию национализма. Апелляция к прошлому национализма указывает на не снижающуюся актуальность проблем нации, однако в каждую эпоху они транслируются по-своему. Вполне вероятно, что те проблемы, которые лежат в основе современного национализма через несколько десятков лет изменяться на другие современные будущему времени.
Относительно характеристики места националистического дискурса можно говорить как о конкретном месте, т.е. то место, где проходят реальные националистические мероприятия: митинги, шествия, пикеты, собрания, так и о виртуальном, т.к. в современном мире национализм бурно развивается в интернет-пространстве. В данном случае уместно оценивать хронотоп националистического дискурса с точки зрения хронотопа виртуального мира, который не имеет осязаемых пространственно-временных границ и соответственно обладает размытой структурой хронотопа. Отсутствие визуального хронотопа обеспечивает националистическим объединениям возможность взаимодействовать друг с другом, обмениваться мыслями, создавать беседы, привлекать в них новых участников, совершать пропагандистские действия в любое время и в любом месте, т.к.: «хронотоп виртуальности, теряя свою линейную плоскость, перемещается в объемную форму существования, которая позволяет каждому пользователю создавать свой собственный виртуальный хронотоп, актуальный для него в определенный период времени. Пространственно-временной континуум сжимается, «аккумулируется» в единой виртуальной точке субъективного восприятия пользователя, которая и становится точкой отсчета» (Селютин, 2012, 123).
Цель националистического дискурса – создание русского национального государства и правительства, основой которого будут национальные интересы русского народа.
Основополагающая ценность национализма – ценность нации как высшей формы общественного единства, а также все, что связано с нацией: культура, язык, духовное возрастание, духовные ценности, политическая независимость, национальное самосознание к сохранению и защите которых стремятся националистические объединения.
Особым пунктом в описании националистического дискурса можно считать пункт, посвященный стратегиям, которые состоят из коммуникативных интенций, направленных на достижение основных целей рассматриваемого дискурса. Под речевыми стратегиями и тактиками мы понимаем вслед за А.П. Чудиновым следующее: «Коммуникативная стратегия – это основной путь, который должен привести к победе», а коммуникативная тактика – «конкретные приемы реализации стратегического замысла» (Чудинов, 2000, 36). Основной путь, зачастую приводящий к победе националистические объединения, обнаруживается в применении частотной стратегии – стратегии дискредитации, реализация которой может осуществляться как вербально, так и невербально.
Стратегия дискредитации направлена на подрыв доверия к кому-, чему-либо, умаление авторитета, значения кого-, чего-либо (МАС цит. по: Иссерс, 1997, 2). В основе данной стратегии, применяемой в националистическом дискурсе, лежит оппозиция «СВОИ-ЧУЖИЕ» (Иссерс, 1997), где «СВОИ» – это русские, православные, права которых регулярно ущемляют: их обманывают, «портят» их женщин, завоевывают их территории, вытесняя с родной земли, травят наркотическими средствами, насилуют, спаивают и т.д.; «ЧУЖИЕ» – в первую очередь лица неславянской внешности, мигранты, выходцы из Средней Азии и Кавказа, кроме того в категории «чужаков – врагов» находятся и представители Запада (и Запад в целом), выходцы из КНР. В оппозиционной стороне пребывают зачастую представители российского правительства: президент, министры и вся государственная система в целом.
Отметим также, что в рассматриваемом дискурсе имеют место быть и другие речевые стратегии, например, стратегия создания образа освободительной войны, создание образа врага, создание оппозиции по национальному / религиозному признаку (Ворошилова, 2014, 243); стратегия формирования ненависти к «чужим», стратегия побуждения к насилию, (Экстремистский текст…,2014, 148-152); стратегия авторитарного монологического единогласия, стратегия диалогического разногласия, стратегия диалогического согласия (Глухов, 2010, 54-57). Более подробно каждая из встречающихся стратегий будет представлена в диссертационном исследовании.
Жанровая структура националистического дискурса достаточно разнообразна. Националисты зачастую прибегают к таким вербальным жанрам как: заметка, статья, пост (в интернет-пространстве), кроме того, в последнее время активно используются «аллогенные» жанры, под которыми мы понимаем жанры, порожденные извне, неспецифические, чужеродные рассматриваемому дискурсу, которые рассматриваются как пропагандистские, манипулятивные тексты, например, националистические кричалки, жанр беседы и научно-популярная лекция (Бабикова, Ворошилова, 2015, 161).
В рассматриваемом нами дискурсе наиболее популярны жанровые разновидности креолизованного текста. Так, наиболее распространенные невербальные жанры националистического дискурса – плакат, агитка, демотиватор, граффити, карикатура. Не случайно националистические объединения апеллируют к указанным видам невербальных жанров, т.к. каждый из них при более подробном рассмотрении обладает сильным прагматическим потенциалом (Ворошилова, 2008, 2012, 2015, 2016 и др.; Данилова, Нуриева, 2014; Гарев, 2014 и другие).
Пункт «прецедентные тексты» при описании рассматриваемого дискурса, на наш взгляд, может быть расширен, говоря о прецедентности в националистическом дискурсе, нужно говорить, скорее, о феноменах в целом, которые, безусловно, включают в себя прецедентные тексты. Так, прецедентные феномены, встречающиеся в националистическом дискурсе, обычно соотносимы с этапами развития национализма в мире и в России в частности, т.е. националисты транслируют идеологию национализма со времен имперской России, через прецедентность государственной символики, в данном случае прецедентными становятся флаги, знамена, гербы и другая государственная символика; апеллируют к известным революционным лозунгам и речевкам, к лексике, характеризующей определенные периоды развития националистической идеологии, например, период Великой Отечественной войны и фашисткой Германии, отдельно следует отметить, что самый объемный пласт прецедентности отсылает нас к нацистскому фашизму как одному из самых близких идеологий современных националистических объединений. Прецедентными, в контексте националистического дискурса, являются и образы известных политиков, например, Ленина, Гитлера, Сталина, Путина, известных российских полководцев, известных российских националистов, кроме того, зачастую неонацисты прибегают к прецедентности известных писателей и актеров кино.
Говоря о дискурсивных формулах описываемого дискурса, отметим их отнесенность к категории прецедентных, т.к. зачастую используемые адептами обороты речи, клише, жесты, кроме того, что свойственны представителям конкретного социального института: националистическим объединениям, имеют четкие ориентиры, позволяющие определить приверженность представителей рассматриваемого дискурса к националистическим организациям.
Обобщая разговор о националистическом дискурсе, с опорой на исследования В.И. Карасика, отметим, что националистический дискурс носит сложный двойственный характер: с одной стороны, дискурс можно охарактеризовать как личностно-ориентированный, т.к. между единомышленниками дискурса возникают отношения, предполагающие максимальное сжатие передаваемой информации, переход на особый сокращенный код общения, в ходе которого понимание между коммуникантами происходит с полуслова, коммуникативная ситуация становится очевидной и подкрепляется лишь многообразием оценочно-модальных, эмоциональных компонентов.
С другой стороны, националистический дискурс может быть охарактеризован как статусно-ориентированный (институциональный), т.к. в его контексте осуществляется речевое взаимодействие между разными социальными группами, которые ранее были обозначены нами бинарной оппозицией «СВОИ» – «ЧУЖИЕ». Таким образом, в этих отношениях мы получаем реализацию схемы, предложенную В.И. Карасиком: «На периферии институционального общения находится контакт представителя института с человеком, не относящемся к этому институту. Таким образом, устанавливается следующая иерархия участников институционального дискурса: агент – клиент – маргинал» (Карасик, 2004, 245).
Описание националистического дискурса является одним из важных этапов исследования, понимание различных нюансов дискурса с позиции социолингвистики позволит с наибольшей точностью ответить на возникающие вопросы: что лежит в основе идеологии, как происходит вербовка участников, как создаются конфликтные тексты и на многие другие. Понимание националистического дискурса дает возможность более точного описания частных случаев проявления национализма по вербальным и невербальным каналам. Так, в центре наших научных интересов, лежит тема прецедентности в российских националистических креолизованных текстах, поэтому описание националистического дискурса является необходимым этапом исследования, что позволит нам с большей точностью определить сферы-источники прецедентности, позволит описать специфику функционирования прецедентных феноменов и их важность в создании креолизованных текстов националистического дискурса.
Список литературы
[1] Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-02102).
Об авторе