Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2017
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна
Академия ГПС МЧС России, доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат филологических наук
Антипов Евгений Геннадьевич
Академия ГПС МЧС России, подполковник внутренней службы, старший преподаватель кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ
Начало XXI века в России ознаменовалось принятием руководством страны системных решений, определяющих концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности [1], национальной безопасности[2], защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах[3] и долгосрочному социально-экономическому развитию Российской Федерации на период до 2020 года[4], где особое место и роль по работе, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отведено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).
Регулирование сложной по своему содержанию сферы деятельности МЧС России осуществляется Конституцией Российской Федерации [5], федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В настоящее время в России действует специальный источник права — Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[6]. Настоящий нормативный правовой акт закрепил легальное определение понятия «чрезвычайная ситуация», согласно которому это — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Кроме того, Постановлением Правительства от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[7] был утвержден единый подход к оценке чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне в зависимости от границ (зоны) чрезвычайной ситуации, численного показателя погибших и получивших ущерб здоровью, размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь. Попытаемся разобраться, что федеральный законодатель под эти понимает и предлагает правоприменителю.
АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ПРИЗНАКОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ДЕФИНИЦИИ «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ», ИХ ДОСТАТОЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ.
Следует напомнить, что согласно правилам и приемам законодательной техники, при анализе содержащегося в законодательном акте определения понятия, необходимо обратить внимание на название самого источника права, а также на его преамбулу. Так, из контекста преамбулы Федерального закона № 68-ФЗ следует, что «настоящий Федеральный закон определяет общие организационно — правовые нормы в области защиты…от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации (ЧС))». Следовательно, под употребляющимся в тексте Федерального Закона № 68-ФЗ словосочетанием «чрезвычайная ситуация», следует иметь в виду лишь «чрезвычайную ситуацию природного и техногенного характера». В связи с этим намечается отождествление понятий «чрезвычайная ситуация» и «чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера», что является неверным с точки зрения и права, и лингвистики. Кроме того, законодателем в определении «чрезвычайная ситуация» совершенно проигнорировано подлежащие учету МЧС России и органами государственной власти различных уровней, ежегодно имеющие место чрезвычайные ситуации биолого-социального характера[8], проявляющиеся, в том числе, и в инфекционной заболеваемости людей, что как следствие, не исключает ее масштабы, вред здоровью и человеческие жертвы. Таким образом, совершенно очевидно, что в настоящее время в Федеральном Законе № 68-ФЗ не содержится исчерпывающего перечня базовых признаков «чрезвычайной ситуации», что порождает вопросы надлежащего правоприменения при возникших чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера.
Тем не менее, федеральный законодатель выработал и предложил совокупность признаков «чрезвычайной ситуации», позволивших выделить исключительность данного явления из повседневных условий жизнедеятельности общества, каждое из которых, с нашей точки зрения, требует последовательного раскрытия и уточнения их сущности. Используя прием тематических групп, организуем исследование лексики по заданной теме. Сущность приема состоит в том, что на основе какой-то предметно-тематической отнесенности избирается совокупность слов, которые подвергаются специальному изучению. При помощи тематических групп исследуется прежде всего терминологическая лексика [36].
ОБСТАНОВКА.
В толковых словарях русского языка (С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова, Д.В. Дмитриева и др) слово «обстановка» понимается как положение[9], совокупность условий, стечение обстоятельств, сложившихся к какому-нибудь определённому моменту[10] времени, возникшая неожиданно, внезапно, не предусмотренная обычным ходом дел, исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах[11], что позволяет нам признать ее «чрезвычайной».
ТЕРРИТОРИЯ ИЛИ ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (ЧС).
Локальная ЧС — пределы территории объекта защиты; ЧС муниципального характера — пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения; ЧС межмуниципального характера — чрезвычайная ситуация затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию; ЧС регионального характера — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации; ЧС федерального характера; ЧС межрегионального характера — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов российской Федерации; ЧС федерального характера.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (ЧС) ПО ВИДУ ИСТОЧНИКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Техногенные ЧС: пожары [12], аварии грузовых и пассажирских поездов, аварии грузовых и пассажирских судов, авиационные катастрофы, автомобильные катастрофы в которых погибло 5 и более человек или пострадало 10 и более человек, аварии на магистралях и внутрипромысловых нефтепроводах, аварии на магистралях газопровода, взрывы в зданиях, на коммуникациях, взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химических опасных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиационных веществ, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, аварии на электроэнергетических системах, аварии на коммуникационных системах жизнеобеспечения, крупные террористические акты.
Природные ЧС: землетрясения, извержения вулканов, опасные геологические явления (оползни, сели обвалы, осыпи) бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильный дождь, сильный снегопад, крупный град, наводнения, снежные лавины, заморозки, засуха, морские опасные гидрологические явления (сильное волнение, напор льдов, обледенение судов), отрыв прибрежных льдов, опасные гидрологические явления, крупные природные пожары (природные пожары, площадь которых составляет 25 га и более, для наземной охраны лесов;200 га и более — для авиационной охраны лесов).
Биолого — социальные ЧС: инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями[13].
НАЛИЧИЕ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИЛИ ГИБЕЛЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (ЧС).
«Угроза» — давно исследуемое и широко используемое понятие в отечественной и зарубежной[14] юридической науке, обладающее свойственной ему системой взаимосвязанных признаков. В настоящее время, среди российских ученых — юристов отсутствует единое мнение по данному вопросу, что вызывает на практике многочисленные публичные споры и дискуссии, позволяющие на их основе понять и проникнуть в сущность изучаемого явления, развивая научную и творческую мысль исследователя.
В этимологическом смысле слово «угроза» следует понимать, как запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность или возможную опасность[15]. В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля слово «угроза» разъясняется несколько иначе: «грозить, наводить опасность, держать кого-либо под страхом, под опаской» [16]. Большой толковый словарь русского языка определяет «угрозу» как «обещание причинить какое-либо зло, неприятность» и «возможность, опасность какого-либо бедствия, несчастья, неприятного события» [17]. В этой связи вызывает особый интерес точка зрения М.Ф. Гацко полагающего, что под угрозами понимается явление, заключающее в себе намеренье причинить кому-либо или чему — либо тот или иной ущерб, вред. Угроза, продолжает автор, всегда носит персонифицированный, конкретно-адресный характер, что предполагает наличие явного субъекта (источника) угрозы и объекта, на который направлено ее действие[18]. Развивая вышеобозначенное мнение, А.Г. Елагин добавляет[19], что понятие «опасность», «угроза» [20], «риски» имеют общее лексикографическое значение, полную идентичность, а также общее для всех — возможность причинить тот или иной ущерб, вред, зло.
Верховный Суд Российской Федерации, стремясь восполнить существующий пробел в правоприменительной практике, указал: «…ответственность за угрозу убийством…наступает независимо от того, в какой форме она выражена» [21]. Угроза как определенное деяние, выраженное в форме действия (вербального и невербального) трактуется современным правом как юридический факт, относящийся к типу неправомерного. Таким образом, проанализировав приведенные позиции и солидаризируясь с ними, позволим себе все же дополнить, что «угроза», как явление, вне зависимости от формы и содержания, может проявиться как в неизбежности, так и в возможной опасности человеческой жизни, причинения вреда здоровью или наступления биологической смерти (необратимая гибель человека (людей)[22] в результате чрезвычайной ситуации.
УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ (СОЦИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ).
Согласно легальной дефиниции, закрепленной в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 55201-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях…» [23] ущерб от чрезвычайной ситуации — это абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда[24].
Федеральный закон № 68-ФЗ гарантирует гражданам Российской Федерации неотчуждаемое право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с действующими Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110[25]федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено выделение бюджетных ассигнований для частичного покрытия расходов на выплаты единовременного пособия, связанного с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средний вред — в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред — 200 тыс. рублей на человека). В зависимости от классификаций чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по территориальному признаку, оставшаяся часть возмещения ущерба с учетом, в том числе, стоимости оказанных пострадавшему медицинских услуг и медикаментов, а также утраченного размера заработка за время (период) нетрудоспособности, является самостоятельным расходным обязательством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Следует подчеркнуть, что возмещение вреда здоровью граждан в соответствии с действующим законодательством, осуществляется в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда.
УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ). Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Человек, его права и свободы являются непосредственно действующими и высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2, 18, 42 Конституции РФ).
Эти права детализируется и конкретизируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ)[26]. Статья 11 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение «вреда окружающей среде».
Окружающая среда определяется в статье 1 названного нормативного правового акта как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. В свою очередь природно-антропогенными объектами признаются природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенные объекты — это объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов. Кроме того, нормативно закрепленным определением «вред окружающей среде» разъясняется как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Помимо названного (общего) закона, в систему источников, непосредственно связанных с правовым регулированием отношений в части возмещения «вреда», причинённого объектам охраны окружающей среды, входят и ряд других, специальных, смежных федеральных законов, таких как ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике»[27],ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»[28],ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»[29],ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»[30] и другие.
Таким образом, проведенный анализ указанных источников права, регулирующих правоотношения, возникающие вследствие причинения «вреда окружающей природной среде», позволяет нам прийти к выводу, что понятие «ущерб» федеральным законодателем не применяется, и кроме того, в правовых источниках настоящего времени отсутствует легальная дефиниция понятия — «ущерб окружающей среде».
Наличие схожего по смысловому содержанию определения понятия «ущерб окружающей среде» можно встретить лишь в специальных технических и эколого — экономических источниках, посвященных методам оценки экологического ущерба, где одним из первых в нашей стране выступает «Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба[31]. Согласно названной методике, под «экологическим ущербом» окружающей природной среде следует понимать фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве, а также ухудшения социально — гигиенических условий проживания для населения. Схожее определение «экологический ущерб» также содержится и в СП 151.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для размещения, проектирования и строительства АЭС[32].
Изложенное выше дает основание полагать, что в действующем законодательстве, юридической и специальной литературе зачастую наблюдается путаница или подмена понятий при рассмотрении вопросов относительно «вреда» и «ущерба». В связи с этим, к примеру, В.М. Болдинов полагает, что понятия «вред» и «ущерб» — по своему смысловому значению тождественны[33]. Сторонники другой точки зрения, проанализировав содержание указанных понятий на основе определений, даваемых в словарно-справочных источниках русского языка, считают их синонимами[34]. А отечественный ученый в области трудового и гражданского права К.М. Варшавский еще в начале XX века высказал мнение, что «под вредом следует понимать некомпенсированный имущественный ущерб»[35].
Однако авторы позволят себе не согласиться с этими утверждениями и не только с сугубо юридической точки зрения.
Обращает на себя внимание тот факт, что слова «вред» и «ущерб», а точнее — их значение, между собой пересекаются, находятся в одном семантическом поле. Согласно теории вариантов глобального английского языка Россия прочно вошла в так называемый расширяющийся круг английского языка, в котором английский язык используется как дополнительный инструмент в расширении семантики некоторых слов. Поэтому для уточнения семантики слова «ущерб» и «вред» обратимся к Оксфордскому словарю (Oxford Dictionary), который категоризирует ущерб (damage) как имущественную/денежную составляющую повреждения. А «вред» как «телесные (harm) или материальные убытки» [36]. Или, как справедливо отмечено лингвистом А.Н. Барановым, рассматриваемые слова имеют, несомненно, общий смысловой компонент — идею «плохого» по отношению к лицу или неодушевленному объекту. При этом, продолжает автор, «ущерб» (в части употребления) можно рассматривать как «вид вреда», если под последним понимать широкий класс случаев, когда что-либо плохое происходит с материальными или не материальными ресурсами[37].
Таким образом, подводя, с семантической точки зрения, некоторый итог, отметим, что значение слов «вред» и «ущерб», будучи родственными, все же не тождественны по содержанию и не являются синонимами, а значит и не могут быть взаимозаменяемыми ни в гипотезе, ни диспозиции правовой нормы.
При обращении к юридическому значению названных терминов нельзя забывать, что жизнь, здоровье гражданина, благоприятная окружающая среда и иные «нематериальные блага», перечень которых является открытым и закреплен в статье 150 Гражданского кодекса РФ[38], принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В этой связи представляется справедливым подход Ю.К. Толстого, рассматривающего под нематериальными благами, способные удовлетворять потребности человека, предметы нематериального (идеального) мира, которые невозможно ощущать в силу их нематериального характера[39].
В настоящее время нематериальные блага защищаются в соответствии с вышеназванным Кодексом РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Следует признать, что в отличие от жизни[40] и здоровья [41] гражданина, не имеющих материальной воплощённости, окружающая природная среда, исходя из совокупности вышеобозначенных определений, все же таким свойством обладает. Однако, находясь в непосредственной связи с личностью носителя, названные блага не всегда реально исчисляемы в денежном выражении, даже при наличии соответствующих такс и методик правового[42] или рекомендательного характера[43], утвержденных органами государственной власти Российской Федерации, в том числе, с учетом упущенной выгоды, а также проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. ( п.3 ст. 78 Федерального Закона № 7-ФЗ)
Анализ статей 15,150-151,1064,1082 Гражданского кодекса РФ позволяет прийти к выводу, что случаях, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права, либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо такие как: жизнь, здоровье, окружающая природная среда, федеральным законодателем используется исключительно понятие «вред». Данный вывод подтверждается тем, что «вред» является понятием родовым[44], так как состоит из «реального ущерба» и «упущенной выгоды», которые, в свою очередь, рассматриваются как составляющие «убытков». Кроме того, названные правоотношения различны по своей природе возникновения, изменения и прекращения и, как следствие, регулируются совокупностью правовых норм и институтов различных отраслей права российской правовой системы. Иными словами, смысловое значение термина «вред окружающей природной среде» употребляется законодателем в более широком смыслом значении, по отношению к определению «экологический ущерб».
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ И НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ (УЩЕРБ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ).
На наш взгляд, для уяснения смысла понятия «значительный» следует обратиться к толковым словарям русского языка. В словаре С.И. Ожегова слово «значительный» истолковывается, в том числе, как большой по размерам, силе[45]. Толковый словарь русского языка под редакцией Д. В. Дмитриева[46] дает трактовку этого понятия как «большой по количеству, объему, достаточный». Изложенное дает нам основание полагать, что «значительные материальные потери» нужно рассматривать и понимать как (оценочный) признак, исчисляемый в конкретной единице измерения потерь.
Не секрет, что чрезвычайная ситуация, как исключительное явление в условиях повседневной жизнедеятельности общества, вне зависимости от характера и вида источников возникновения, является причиной появления материальных потерь, которые, в свою очередь, проявляются в непредвиденных затратах на восстановление поврежденного или утраченного имущества, оборудования, продукции и т.д. Универсальной формой оценки этих потерь является денежное исчисление. Так, согласно данным Государственного доклада МЧС России «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2014 год» [47], только сумма материального ущерба (потерь) за отчетный период составила более 23 млрд. рублей.
В рассматриваемом нами случае, где возникает вопрос, какая именно сумма (размер) материальных потерь (ущерба) в денежном исчислении является отправной точкой для признания ее «значительной», в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (за исключением возникших вследствие лесных пожаров), разъясняется в Постановлении Правительства от 21.05.2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
— ЧС локального характера – 100 тыс. рублей;
— ЧС муниципального характера – не более 5 млн. рублей;
— ЧС межмуниципального характера – не более 5 млн. рублей;
— ЧС регионального характера – не более 500 млн. рублей;
— ЧС межрегионального характера – свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
— ЧС федерального характера – свыше 500 млн. рублей.
В данном контексте отметим, что указанный (оценочный) признак измерения материальных потерь (ущерба) в денежном эквиваленте не являются ключевым, а лишь учитывается в совокупности среди других базовых признаков в результате произошедшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Это позволяет должностным лицам территориальных органов МЧС России произвести ее классификацию в зависимости от масштаба территорий и тяжести последствий для человека, общества, государства и, как следствие, своевременно задействовать достаточное количество сил и средств, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
ВЫВОД
На основе проведенного анализа содержательного наполнения базовых признаков дефиниции «чрезвычайная ситуация», нашедшей свое закрепление в различных нормативных правовых актах Российской Федерации и локальных документах МЧС России, а так же принимая во внимание правила и приемы законодательной техники, авторами предлагается федеральному законодателю наименование Федерального закона № 68-ФЗ и содержание легально существующей дефиниции «чрезвычайная ситуация» изменить и изложить в следующих редакциях:
— «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера»;
— «Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Безусловно, не претендуя на безоговорочность и безапелляционность своих суждений, хочется оговориться, что предлагаемый подход является субъективным взглядом авторов на существующую проблему и, как думается, позволит нейтрализовать не только ошибки законодательной техники, но и разрешить существующие вопросы правоприменительной практики.
ЛИТЕРАТУРА
Об авторе