СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕФОРМАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИИ

Byadmin

СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕФОРМАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИИ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2017

Стюкова Маргарита Алексеевна
студентка 4 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

Меликян Анна Васильевна
доцент кафедры МКК и МПИЯ Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕФОРМАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИИ

В условиях современного общества коммуникация имеет множество средств для реализации. Объясняется это тем, что благодаря научно-техническому прогрессу с каждым годом появляются новые средства для передачи информации. Ключевой момент в определении коммуникации остается неизменным: коммуникация – это обмен информацией между людьми, осуществляемый посредством общей системы символов (https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/24002). Символы, в свою очередь, достаточно продуктивны и могут интерпретироваться по-разному каждым участником беседы. Символ многозначен и способен вызывать в мышлении человека новые ассоциации, поскольку каждый оппонент является уникальным носителем своей культуры, а также обладает специальными знаниями благодаря сообществам, в которых он состоит (Мартьянов, 2001, 197). Из этого следует, что каждый символ, используемый в коммуникации, нуждается в интерпретации и уточнении.

Непосредственное участие в беседе всех субъектов предполагает возможность реализовать свободный информационный обмен, позволяющий корректно интерпретировать примененные в ходе общения символы и знаки. Коммуникация на современном этапе сталкивается с проблемой, что, во-первых, человек не всегда способен точно интерпретировать ту информацию, которую получает, во-вторых, возможны ситуации, когда собеседник передает некий смысл, изначально не подразумевавшийся в речи. Происходит и то, и другое по причине того, что не все субъекты коммуникации обладают достаточными знаниями о том, какую семантику могут носить используемые ими в общении символы и знаки. Для успешного обмена информацией необходимо обладать знаниями, способными предотвратить непонимание в общении.

Прежде всего, стоит различать типы коммуникации, каждый из которых обладает своей целью и ожидаемыми результатами. А.П. Панфилова, исследуя психологические аспекты общения, выделила пять типов коммуникации:

  • познавательную;
  • убеждающую;
  • экспрессивную;
  • суггестивную;
  • ритуальную (Панфилова, 2013)

Познавательная коммуникация ставит перед собой цель расширять информационный фонд собеседника, а результатом такого общения является усвоение полученных знаний. Данный тип коммуникации не требует понимания психологии человека, не подразумевает сложной интерпретации, поскольку в простом процессе передачи-усвоения информации не должно быть двусмысленности. Однако остальные типы коммуникации наделены более сложными механизмами. Так, убеждающая коммуникация необходима, чтобы вызвать у собеседника определенные чувства и эмоции, сформировать ценностные ориентации и сделать своим единомышленником. Экспрессивная коммуникация вызывает у человека психологический и эмоциональный настрой, передает чувства, побуждает к действиям. Суггестивная коммуникация оказывает внушение и воздействие на партнера, провоцирует на изменение установок и поведения. Наконец, ритуальная коммуникация способна закрепить определенные отношения между субъектами, сохранить сложившиеся традиции и создать новые ритуалы (https://studme.org/12041005/menedzhment/tipy_kommunikatsii).

Коммуникацию можно классифицировать по нескольким признакам:

  • по каналам коммуникации;
  • по способу установления контакта;
  • по форме общения.

Рассматривая коммуникацию с точки зрения каналов передачи информации, можно выделить формальную и неформальную коммуникации (https://studme.org/60901/psihologiya/formalnye_neformalnye_kanaly_kommunikatsiy) . Формальная коммуникация является регламентированной, осуществляется в рамках организации и вызвана ее потребностями, направлена не на организацию в целом, а на ее конкретных членов. Неформальная же коммуникация осуществляется без каких-либо регламентов и ограничений, ей не присущи четкие каналы и модели, а потому она сложна по своей структуре; как правило, это живое общение между людьми, где каждый собеседник вправе выражать свои чувства и эмоции, которые являются дополнительными источниками информации.

По способу установления контакта выделяют прямую (непосредственную) и косвенную (опосредованную). Непосредственная коммуникация осуществляется в форме беседы или публичного выступления, обеспечивающие эмоциональное воздействие, поскольку происходит обмен информацией с одновременным использованием вербальных и невербальных средств общения. Напротив, опосредованная коммуникация, как правило, носит односторонний характер и реализуется в современном мире при помощи средств массовой информации и технических средств (Конецкая, 1997, 304). Однако не менее распространена сегодня и двусторонняя опосредованная коммуникация, которая предполагает взаимодействие участников общения. Причем двустороннее взаимодействие на сегодняшний день может реализоваться мгновенно посредством отправления сообщений в различных мэссенджерах, форумах и социальных сетях, что максимально приближает косвенное общение к прямому, за исключением личного присутствия участников коммуникации.

Наконец, по форме общения коммуникация делится на: 1) вербальную, 2) невербальную. Вербальная коммуникация осуществляется при помощи языка, иными словами, это сама речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, который, являясь универсальным средством коммуникации, позволяет максимально сохранить смысл общения (Вишнякова, 1999). Именно вербальная коммуникация является универсальным средством общения, кодирования и передачи информации (ttp://vjanetta.narod.ru/lekcia8.html). Однако больший интерес для нашего исследования представляет невербальная коммуникация, которая, в свою очередь, является поведением, сигнализирующем о характере взаимодействия и эмоционального состояния собеседников (Кондаков, 2000). Невербальное общение вызывает значительные затруднения при интерпретации, а значит, его изучение является актуальным на сегодняшний день.

В данном исследовании мы ставим перед собой цель узнать, способна ли опосредованная неформальная коммуникация обладать невербальными средствами общения, и если да, то с помощью чего они выражаются.

Для этого обратимся к определению невербальной коммуникации в узком и широком смыслах. В узком смысле невербальная коммуникация подразумевает средства общения, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи информации (Лабунская, 1999, 16). В широком же понимании невербальная коммуникация отождествляется с термином «невербальное поведение», и в ее структуре основополагающее место занимают неосознаваемые комплексы движений, которые выражают личную неповторимость человека.

Таким образом, мы изучили понятие коммуникации, охарактеризовали ее типы и виды, что позволило нам выделить именно те аспекты коммуникации, которые интересуют нас в дальнейшем исследовании.

Проблема изучения невербальной коммуникации в опосредованном общении является актуальной для лингвистов. Неоднократно в качестве средства невербальной коммуникации исследователи отмечали эмотиконы, или «смайлики» (http://www.meteor-city.top/neverbalnie-sredstva-internet). Под смайликами понимается стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица. Традиционно изображается в виде желтого круга с двумя черными точками, которые представляют глаза, и черной дугой, символизирующей рот. Слово смайлик часто используют как общий термин для любого эмотикона (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA). Эмотикон, в свою очередь, является пиктограммой, изображающей эмоцию. Чаще всего эмотиконы составляются при помощи типографских знаков (Лебедев, 2017)

Рассмотрим в качестве примера смайлы, являющиеся средством невербальной коммуникации в опосредованном общении.

  • Смайл «улыбка». Имеет различное графическое изображение в социальных сетях и мэссенджерах, однако его значение остается неизменным.

Приведенный ниже смайл является первым в мире, был изобретен Харви Бэллом в 1963 году и изначально задумывался как логотип для страховой компании «State Mutual Life Assurance Company of America». Через несколько месяцев улыбающуюся рожицу можно было встретить повсюду.

 

Узнаваемое обозначение для улыбки было изобретено, однако в интернете первый смайлик появился 19 сентября 1982 года. Профессор частного Университета Карнеги-Меллона в Питсбурге штата Пенсильвания в США по имени Скотт Эллиот Фалман предложил использовать сочетания символов (двоеточие, тире и закрывающую скобку) для обозначения улыбки. Так выглядело сообщение Скотта Фалмана:

19-Sep-82 11:44 Scott E Fahlman  «:-)»

From: Scott E Fahlman

I propose that the following character sequence for joke markers:  «:-)»

Предлагаю использовать вот такую последовательность символов для обозначения шутливых сообщений:

 «:-)»

Смайл «улыбка» не нуждается в пояснении, поскольку прост для интерпретации и воспринимается участниками коммуникации одинаково. Его использование многофункционально: «улыбка» помогает поделиться хорошим настроением, смягчить серьезный разговор или показать собеседнику свою расположенность. Это доказал доктор Оуэн Чёрчез, учёный из школы психологии Университета Флиндерса в Аделаиде, который исследовал восприятие смайлов. В результате исследования было установлено, что у человека, который сморит на улыбающийся смайл, активируются те же участки мозга, как если бы он видел реальное улыбающееся лицо (https://blog.bufferapp.com/7-reasons-use-emoticons-writing-social-media-according-science).

Обратимся теперь к самому популярному смайлу на момент 21 марта 2016 года, когда одна из популярных социальный сетей Twitter праздновала десятилетие и привела некоторые статистики. Так, смайлик «слезы радости» напечатали в Twitter 14,5 миллиарда раз, что позволило выделить его как наиболее употребляемый (https://meduza.io/shapito/2016/03/21/15-milliardov). Важно добавить, что этот же смайл стал словом 2015 года по версии Оксфордского словаря. Хотя у смайла было много «соперников» из различных областей, именно он был выбран как «слово», которое лучше всех отражает дух, настроение и заботы 2015 года.  (https://meduza.io/shapito/2015/11/17/oksfordskiy-slovar-nazval-slovom-goda-smaylik-ne-slovo-smaylik-a-imenno-smaylik)

 

«Слезы радости» могут употреблять для изображения наивысшей степени проявления смеха в качестве ответной реакции на шутку:

Помимо этого смайл может иметь коннотацию иронии и самоиронии:

Существуют также смайлики, вызывающие трудности для понимания. К примеру, три смайла с изображением обезьян, что является отсылкой к буддийской идее недеяния зла и отрешенности от неистинного (Трубникова, 2017). Очевидно, что в прямом значении приведенные ниже смайлы используются не так часто, как в переносных значениях.

 

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть в качестве примеров несколько речевых ситуаций, где отсутствует отсылка к буддийской идее:

 

Что же подразумевают пользователи интернета, используя смайл «обезьянка с закрытыми глазами»? Мы находим целесообразным узнать ответ на этот вопрос у самих пользователей:

 

Был получен ответ, с помощью которого можно сделать вывод, что данный смайл используют для передачи чувства стыда, неловкости, смущения. Действительно, смайл отображает стыд и неловкость:

Однако такая интерпретация не отображает действительности в полной мере, так как пользователи зачастую испытывают трудности в установлении значения смайла:

 

Проанализировав использование смайлов в социальных сетях, мы приходим к выводу, что смайлы являются универсальным средством невербальной коммуникации, поскольку их возрастающее количество и повсеместность использования позволяют применять их в качестве выражения эмоций во множестве речевых ситуаций.

Существуют также «стикеры» – графически изображения, позволяющие выразить эмоции и передавать настроение. Считается, что стикеры – это логическое продолжение смайлов, но с более красочной реализацией.

Стикеры выражают сложные эмоции, которые способны заметить слова и даже действия в рамках опосредованной коммуникации.

Кроме смайликов и стикеров существует такое средство невербальной коммуникации, как «мем». Концепция мема была предложена еще в 1976 году эволюционным биологом Ричардом Докинзом, который рассматривал мем как единицу культурной информации, которая может выражаться в качестве любой идеи, символа, манеры или образа действия, осознанно и неосознанно передаваемых людьми посредством речи, письма, видео, ритуалов и жестов. Докинз сравнил всю культурную информацию, состоящую, по его мнению, из мемов, с биологической информацией, которая состоит из генов, следовательно, мемы, как и гены, подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC#cite_note-:1-1).

В настоящий момент мемы стали неотъемлемой частью массовой культуры. Следует уточнить, что говоря о мемах, или, как их стали называть пользователи интернета, «мемасы», «мемчики», подразумевается не столько культурный код, сколько смешные изображения с какой-либо припиской. Использование мемов на данный момент носит развлекательный характер. Рассматривая мемы в качестве средства невербального общения, мы подразумеваем те речевые ситуации, когда участник коммуникации делится графическим изображением (мемом), выражающим какую-либо эмоцию, вместо того, чтобы сформулировать то же при помощи речи. Также мемы способны заменять некоторые реплики.

Последний, наиболее интересный, на наш взгляд, способ невербальной коммуникации – пунктуация и графическое оформление текста. Сразу отметим, что рассматриваем данный способ коммуникации в исключительно рамках неформально общения. Это уточнение важно, поскольку деловая переписка существует для других целей и ставит перед собой иные задачи; неформальное же общение, в отличие от формального, не имеет строго регламента, служит для личного общения, в котором допустимо выражение чувств и эмоций, а значит, именно в неформальном общении возможно существование невербальной коммуникации.

Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме. История русской пунктуации по вопросу назначении и основах пунктуации выделяет три основополагающих направления:

  • логическое;
  • синтаксическое;
  • интонационное.

Изучением логического направления пунктуации занимался академик Ф. И. Буслаев, по мнению которого знаки препинания имеют двоякое значение:

  • способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой;
  • выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему.

В современности логическим пониманием основ русской пунктуации занимались С. И. Абакумов и А. Б. Шапиро. Абакумов считал, что назначение пунктуации заключается в расчленении речи на части, которые значимы для выражения мысли при письме. Он полагал, что хотя употребление знаков препинания в русском письме регулируется синтаксическими правилами, в основе все же лежит смысл высказывания. А. Б. Шапиро находил, что «основная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами» (Шапиро, 1955).

Синтаксическое направление в изучении пунктуации стало известным благодаря практике преподавания русского языка. Представитель данного направления, Я. К. Грот считал, что знаки препинания иллюстрируют связь между предложениями и частями речи, благодаря чему упрощается устное понимание письменной речи.

Последователи интонационной теории Л. В. Щерба и А. М. Пешковский полагали, что пунктуация служит для передачи ритмики и мелодики фразы, что в большинстве случаев выражает не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи.

Рассматривая все направления в изучении русской пунктуации, можно установить, что знаки препинания способны быть средством выражения невербальной коммуникации. Это доказывает мнение лингвиста Б. А. Шапиро. Действительно, при помощи знаков препинания на сегодняшний день возможно придание письменному тексту дополнительных коннотаций.

Интересными для анализа мы выделяем следующие :

  • знаки конца предложения;
  • избыточность восклицательных и вопросительных знаков.

Под точкой понимают знак пунктуации, отделяющий законченную часть текста, а также употребляющийся при сокращённом написании слов. В современном интернет-общении значение точки переосмыслено пользователями. В русскоязычном виртуальном пространстве существует традиция использовать смайлы в конце предложения с целью продемонстрировать свою расположенность к общению. Эту же функцию смайлов чаще всего заменяют скобки, также знак пунктуации, являющийся упрощенной версией улыбки.

Использование скобки как изображения улыбки стало узуальным, поэтому отсутствие таковой вызывает у пользователей сложности для восприятия. Сообщения, лишенные скобки, воспринимаются как нейтральные, однако присутствие точки вместо скобки или смайла способно придать высказыванию коннотации агрессии, обиды, нежелания вести разговор.

Изучение точки как средства невербальной коммуникации является необходимым, поскольку часть пользователей видит в ней негативное значение, тогда как остальные участники переписки используют точку согласно правилам пунктуации русского языка. Это и является причиной неверной интерпретации письменной речи.

 

Что касается восклицательных и вопросительных знаков, в случае их избыточного употребления, можно сказать о том, что они используются ради:

  • привлечения внимания
  • дополнительной эмоциальной окраски
  • акцентирования на содержании

 

Кроме пунктуации средством невербальной пунктуацией является графическое оформление текста. Под оформлением текста мы подразумеваем дополнительные средства, способные преобразовать текст, в частности, применение верхнего регистра клавиатуры. Верхний регистр выглядит как написание всех букв строчными. Применение написания верхним регистром всех букв возможно благодаря нажатию на клавишу «Caps Lock». Многие современные авторы используют верхний регистр в оформлении художественных текстов, что, безусловно, помогает акцентировать внимание читателя на определенных словах. То же происходит и в опосредованном общении, верхний регистр широко распространен в личных интернет-переписках.

Верхний регистр используют, как правило, в двух случаях: для привлечения внимания:

Для имитации крика во время конфликта:

Изучив актуальные средства невербальной коммуникации в опосредованном общении, мы можем сделать вывод о том, что с течением времени они трансформируются, приобретают новые значения; их значения во многих случаях известны каждому участнику беседы, однако благодаря рассмотренным примерам мы установили, что не всегда те или иные средства невербальной коммуникации однозначны и зачастую нуждаются в уточнении.

 

Список литературы

 

  1. 7 Reasons to Use Emoticons in Your Writing and Social Media, According to Science [Электронный ресурс] – Статья под ред. Courtney Seiter – язык публикации – английский, свободный доступ: https://blog.bufferapp.com/7-reasons-use-emoticons-writing-social-media-according-science – Загл. с экрана
  2. Виды коммуникации. Коммуникация как языковая проблема [Электронный ресурс] – Лекция – Режим доступа: свободный http://vjanetta.narod.ru/lekcia8.html – Загл. с экрана
  3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины,  актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО. 1999.
  4. Коммуникация [Электронный ресурс] : словари и энциклопедии – Электр. словарь – Режим доступа: свободный https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/24002. – Загл. с экрана
  5. Кондаков И. М. Психология-2000: Иллюстрированный справочник: Электрон. ресурс/ И. М. Кондаков; Столичн. гуманитарн. ин-т. – М., 2000.
  6. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учеб. — М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. – 304 с.
  7. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д, 1999. С. 16
  8. Лебедев А. Ководство — § 143. Знаки препинания в нестандартных ситуациях
  9. Мартьянов В.С. Символ как основание коммуникации в культуре // Культура и цивилизация. Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 17-18 апр. 2001.: В 2 ч.- Екатеринбург, 2001 — Ч2. С. 197-199.
  10. Мем [Электронный ресурс] – Материал из Википедии – свободной энциклопедии – Доступ свободный:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC#cite_note-:1-1 – Загл. С экрана
  11. Миллиарды эмодзи, миллионы хэштегов. Все самое популярное в Twitter — к 10-летию сервиса [Электронный ресурс] – Электр. Журнал «Meduza» – Март 2016 – Свободный доступ: https://meduza.io/shapito/2016/03/21/15-milliardov – Загл. с экрана
  12. Невербальные способы воздейственности в интернет-коммуникации [Электронный ресурс] – Электр. Статья – Журнал «Метеор-Сити» – Научно-популярный журнал о развитии человека – под ред. Смагина Е. С. – 2017 Научно-популярный журнал о развитии человека – Доступ свободный: http://www.meteor-city.top/neverbalnie-sredstva-internet – Загл. с экрана
  13. Оксфордский словарь назвал словом года смайлик. Не слово «смайлик», а именно смайлик [Электронный ресурс] – Электр. Журнал «Meduza» – Ноябрь 2015 – Свободный доступ: https://meduza.io/shapito/2015/11/17/oksfordskiy-slovar-nazval-slovom-goda-smaylik-ne-slovo-smaylik-a-imenno-smaylik – Загл. с экрана
  14. Панфилова А. П. Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф.образования / А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с
  15. Смайлик [Электронный ресурс] – Материал из Википедии – свободной энциклопедии – Доступ свободный: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA – Загл. С экрана
  16. Собрание песка и камней (Сясэкисю) / Перевод со старояпонского Надежды Трубниковой. — М., СПб.: — ЦГИ, 2017. — 656 с
  17. Типы коммуникации [Электронный ресурс] : Портал Студми. Учебные материалы для студентов – Электрон. текстовые дан. 2013-2017 – Режим доступа: свободный https://studme.org/12041005/menedzhment/tipy_kommunikatsii – Загл. с экрана
  18. Формальные и неформальные каналы коммуникаций [Электронный ресурс] – Портал Студми. Учебные материалы для студентов – Электрон. текстовые дан. 2013-2017 – Режим доступа: свободный: https://studme.org/60901/psihologiya/formalnye_neformalnye_kanaly_kommunikatsiy – Загл. с экрана
  19. Шапиро А. Б.: Современный русский язык. Пунктуация — АН СССР, М, 1955

Об авторе

admin administrator