ПРЕПОДАВАНИE АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАНАДСКИХ ШКОЛАХ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ЮРИСЛИГВИСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТЫ

Byadmin

ПРЕПОДАВАНИE АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАНАДСКИХ ШКОЛАХ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ЮРИСЛИГВИСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТЫ

Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2018

Гладченкова Наталья Николаевна,
к.пед. н., доцент, Overland Leaning Centre (г. Торонто, Канада)

ПРЕПОДАВАНИE АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАНАДСКИХ ШКОЛАХ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ЮРИСЛИГВИСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТЫ

 

В условиях мировых миграционных процессов особую актуальность в образовании приобретают вопросы взаимодействия двух наук – права и лингвистики. Новая научная интегративная дисциплина – юрислинвистика —  рассматривает ряд вопросов: исследование агрессивного, аффективного, манипулятивного и других видов функционирования языка и установление единых правил его анализа в ходе судебной экспертизы, разработку терминологии “языка” права и в целом юридической деятельности, изучения обыденного лингвоправового сознания населения и т.д. В этой связи достоин внимания канадский опыт обучения английскому языку взрослых иммигрантов, в частности, в  аспекте рассмотрения языка как средства ассимиляции и аккультурации “новых канадцев” в иноязычной социокультурной среде и правовом пространстве.

Канада является северо-американским регионом, максимально вовлеченным в процесс глобализации. Языковая среда (в частности, канадский вариант английского языка) миксирует различные языковые контакты иммигрантов со всех частей света и имеет свои характериологические особенности.

В Канаде существует два официальных языка – английский и французский, которые имеют исторически сложившийся равноправный статус. Тем не менее, по данным на 2016 год подавляющее большинство канадцев (почти 80%) говорит по-английски. Для государственных служащих предпочтительно владеть обоими языками свободно.

Канада – это мультикультурное сообщество. Однако без хорошего знания английского языка иммигранту не только трудно найти работу, подтвердить квалификацию или повысить уровень своего образование, но и просто общаться на улице, в государственных учреждениях или общественных местах,  устанавливать контакты или, немного позднее, получить гражданство. В этой связи иммиграционная служба Канады еще на этапе подготовки документов к иммиграции рекомендует всем желающим “подтянуть” английский язык. Тогда, помимо необходимости освоения английского языка, становится менее стрессовой ситуация адаптации к новой стране и интеграции в иную культуру, что само по себе достаточно сложно.

Если же иммигрант уже находится на территории Канады и имеет статус беженца или постоянного жителя, у него есть возможность достаточно быстро и эффективно выучить язык и получить соответствующий сертификат. Причем такой шанс предоставляется государством совершенно бесплатно. Одновременно за достаточно приемлемые деньги любой желающий может воспользоваться образовательными услугами многочисленный частных учебных центров или языковых курсов при колледжах и университетах.

Поскольку правительство Канады заинтересовано в эффективной интеграции “новых канадцев” (New Canadian) в активную социальную жизнь, в стране разработана и действует специальная система бесплатных образовательных курсов и программ для вновь прибывших и тех, кто долго живет в стране, но не достаточно хорошо владеет официальными языками или хочет продолжить свое образование в будущем. Эти курсы представлены в различных типах образовательных учреждений, но наиболее распространенными и популярными являются два варианта освоения английского языка для взрослых: через языковые курсы (ESL, LINK, СL, etc.) и старшие классы общеобразовательной школы (High school) (2). Подробнее остановимся на первой группе на примере самого большого города Канады и столицы провинции Онтарио — Торонто.

Бесплатные языковые курсы для взрослых организуются двумя департаментами, или oкружными школьными советами Торонто (Toronto District School Boards),- общественным (public)(3) и католическим (catholic) (4).  Каждому из них подотчетны  примерно 75 и 30 мест обучения по городу Торонто соответственно. Часто данные курсы работают на базе информационных центров, общественных организаций, поселенческих учреждений, публичных библиотек, католических церквях. Очень важно, что в течение года ведется непрерывная регистрация новичков и движение контингента обучающихся на все уровни обучения и  специализации.

Чтобы найти бесплатные языковые курсы, можно обратиться в ближайший к месту проживания иммиграционный центр или в Интернете подыскать необходимую информацию. Эти курсы имеют разную направленность и называются  Language Instruction for Newcomers to Canada (LINC, Языковое обучение для вновь прибывших в Канаду),English asaSecond Language (ESL, Английский как второй язык), Citizenship Preparation (CL, Подготовка к гражданству), Literacy and Basic Skills (LBS, Грамотность и базовые навыки) и другие. Одновременно желающие могут учиться, например, по программе LINC Care for Newcomer Children, предполагающей поддержку вновь прибывших детей, или ESL Nursery Program, ориентированную на работающих ранее в качестве медицинских сестер. По окончании курсов обучающийся сдает экзамены и получает сертификат, который повышает вероятность найти профильную и хорошо оплачиваемую работу.

Помимо того, что курсы проводятся на безвозмездной основе, эти программы имеют и другие преимущества: все занятия ведут квалифицированные и специально подготовленные для работы со взрослыми  специалисты; заниматься обучающимся можно как в классе, так и дистанционно; график занятий очень гибкий -есть утренние, дневные, вечерние занятия, занятия выходного дня или занятия в летний период; можно выбирать для обучения до 3-х программ одновременно и каждая из них возможна как с погружением (full-time),так с частичной занятостью (part-time) с 1 по 3 раза в неделю по 2 астрономических часа.

Со всеми обучающимися на курсах педагоги делятся актуальной  информацией по интеграции, например: как взаимодействовать с полицией и органами государственной власти, как найти жилье или устроиться на работу, как грамотно вести дела с банком или с работодателем. В некоторых учреждениях решен вопрос присмотра за детьми,  пока родители находятся на занятиях. Часто организован транспорт до места проведения занятий для людей с ограниченными возможностями,  а сами классы прекрасно оборудованы под их потребности.

Начало обучения предваряется проверкой уровня языковой подготовки “нового канадца”. Центр оценки YMCA организует встречу по оценке  уровня языка, в ходе которой осуществляется индивидуальная устная и письменная проверка знания английского. Тестирование включает определение знания не только в области грамматики, но и в таких важных аспектах английского языка как словарный запас, рассказ по картинке и восприятие речи на слух. Такой подход позволяет дать более точную оценку уровня владения языком.

Информация о прохождении теста оформляется в виде сертификата, указывающего уровень владения языком конкретным обучающимся и дающего право на обучение в бесплатных классах. Информация сохраняется в режиме конфиденциальности и актуальна в течение 1 года. Результат тестирования позволяет специалистам выбрать отправную точку, определиться с целями и рекомендовать курс обучения.

Учебный курс ESL классов основан на критериях  Canadian Language Benchmarks (CLB) (1).СLВ является  национальным стандартом измерения уровня владения канадским английским языком как вторым языком для взрослых (от 18 лет и старше, имеющих уровень школьного образования). Он включает измерение и оценивание четырех основных областей -чтение,  письмо, говорение и слушание – с помощью эталонных показателей СLВ с 1 (низшего) по 12 (наивысшего) уровней.

Языковые курсы для взрослых варьируются от уровней СLВ 1 до СLВ 8 и учитывают потребности обучающихся, которые хотят совершенствовать свои навыки письма, чтения и речи. Систематический охват грамматических структур обеспечивается в контексте общения иммигрантов в классе. Плата за учебные материалы не является обязательной.

Важно учесть, что ESL  — это не кредитные курсы, то есть за прохождение этих курсов  не даются условные баллы, как принято  в среднем профессиональном и высшем учебном заведении или даже в общеобразовательной школе. Также нет обязательного срока прохождения каждого этапа обучения в ESL, что, на мой взгляд, с одной стороны учитывает специфику возраста обучающихся, но, с другой стороны, недостаточно стимулирует педагогов к интенсификации учебного процесса и ответственности за результаты освоения курса  обучающимися.

По окончании уровня CLB обучающемуся вручают сертификат.  Так, после освоения 4 уровня  и выше выдается документ, который доказывает достаточный уровень владения языком и позволяет подавать документы для получения гражданства. Сертификат  CLB4 удовлетворяет обязательное требование государства к уровню владения языком:  иммигрант может спокойно общаться на повседневные темы, понимать простые инструкции, отвечать  на вопросы или следовать указаниям; он в состоянии использовать основные грамматические структуры, времена, способен внятно выразить свои мыслив различных жизненных ситуациях. Все эти навыки обязательно проверяются на собеседовании офицером иммиграционной службы, поэтому в некоторых учебных центрах реализуются специальные программы – СP (CitizenshipPreparation), ориентированные на подготовку к получению гражданства. Эта программа ориентируется не только на обучение языку, но и на изучение географии, культуры и истории Канады, прав и обязанностей  граждан, особенностей формы правления и уровней государственной власти. Она помогает новичкам расширить свои знания в области избирательного права.

После 5-6 уровней обучающийся получает дополнительные возможности, так как он имеет навыки, позволяющие ему далее учиться на сертифицированных курсах или в колледже. CLB5-6 вполне удовлетворяет требованиям большинства работодателей, если “новый канадец” претендует на рабочие вакансии или желает работать в качестве обслуживающего персонала.

Для поступления в университет или подтверждения имеющихся дипломов о высшем образовании большинство обучающихся идет на специализированные программы. В их числе, традиционно, состоявшиеся в профессии врачи, инженеры, учителя – все те, кто имеют  подтвержденные дипломы о высшем образовании и нуждается в сертификации знания английского языка на высоком уровне (от 7,5 баллов и выше). В число таких программ для  взрослых входит курс Academic Preparation and TOEFL/IELTS.  Дополнительной возможностью при сдаче IELTS является иммиграция в англоговорящие страны, поскольку именно результаты этого экзамена учитываются  государственными органами при переезде и оформлении документов на гражданство или вида на жительство.

Подготовка к сдаче TOEFL (Test of English as a Foreign Language — Тест английского языка как иностранного)  и IELTS (International English Language Testing System — Международная Система Тестирования Английского Языка), а также к поступлению в канадские университеты предполагает качественно высокий уровень письма, чтения, говорения и слушания, успешное проведения академических исследований. Уточним, что  система экзамена  TOEFL предполагает владение компьютером в англоязычной раскладке. Напротив, экзамен IELTS сдается в специализированных центрах только на бумажных носителях, причем IELTS имеет два варианта: академический (academic) модуль ориентирован на обучение, а общий (general) модель – на иммиграцию или работу. Необходимость сдачи первого или второго теста на знание английского языка обуславливается требованиями тех организаций, для которых собственно и предназначается сертификат.

Профессионально ориентированные курсы, например, Medical Office Terminology (Терминология Медицинского Офиса, CLB 7-8), нацелены на освоение профессиональной терминологии, необходимой для работы в области здравоохранения. Поскольку в Канаде востребована работа  врачей и среднего медицинского персонала (медицинских сестер, фармацевтов, офисных специалистов из-за рубежа), эта программа помогает иммигрантам быстро интегрироваться в языковую профессиональную среду: они изучают медицинские сокращения и символы основных систем человеческого организма, осваивают практические образцы произношения и грамматики через диалоги и презентации, участвуют в проигрывании реальных профессиональных ситуаций. Этот курс полезен и тем, кто в будущем планирует работать в качестве переводчиков в области медицины.

По программе Business Writing (Деловое письмо, CLB 6-8)  все желающие учатся  составлять служебные записки и деловые письма, форматировать электронную информацию, писать сопроводительные письма или резюме, жалобы, отчеты и прочее. Очень полезен этот курс для широкой взрослой аудитории еще и потому, что педагоги объясняют основы письменной деловой переписки, принципы составления отчетов, протоколов встреч,  повесток для, оформление технической информации, графиков, написание лекций. Обучающиеся расширяют диапазон  лексики и орфографии, сведения о формате и вспомогательных деталях, знаках препинания; изучают  стандартные слова и фразы, используемые при написании деловой документации, а также – получают уверенность в общении в официальных кругах.

Несколько другой целевой ориентации придерживается программа Work place Language Preparation (Языковая Подгoтовка к Рабочему месту), которая на основе изучения английского языка ориентируют новых иммигрантов к освоению новых рабочих мест, помогает учащимся улучшить чтение, письмо, математику и вычислительную работу, учебу и повседневную жизнь.

Наибольшую популярность имеют языковые курсы, программа которых предполагает углубленное изучение грамматики, произношение, чтение, написание мини-эссе, изучение культуры и традиций, норм поведения в Канаде и социального взаимодействия в провинции Онтарио (диалоги в магазине, в офисе госпиталя, в банке, в полиции и т.д.).  Курсы “Developing English for Daily Life” (Развитие Английского для повседневной жизни) обычно посещают вновь  прибывшие иммигранты. Больше того, на этот курс попадают беженцы из стран третьего мира, где они ранее не получили даже начального образования. Таких людей в детском возрасте учили читать и писать только дома. В этой связи канадским преподавателям приходится впервые учить взрослых людей даже  тому, как надо держать карандаш или ручку и складывать по слогам простые слова. Таким образом канадские программы обучения языку параллельно выполняют гуманитарную функцию, поскольку обучают элементарной грамотности “новых канадцев” и предоставляют право выбора последующей траектории обучения. Важно учесть, для беженцев все уровни обучения в канадских учебных заведениях бесплатны.

Программа Language Instruction for Newcomers to Canada (LINC, Языковое обучение для вновь прибывших в Канаду) – это тоже бесплатный курс языковой подготовки для взрослых, не имеющих гражданства, но обладающих статусами постоянного жителя Канады или беженца.  Программа LINC финансируется за счет иммиграции, беженцев и гражданства Канады (МСРС) и специально ориентируется на обеспечение “новых канадцев” базовыми языковыми навыками в новой социокультурной среде. В провинции Онтарио программа языкового обучения для новичков (LINC), как правило, предлагается на английском языке. Тем не менее, есть несколько учреждений, которые предлагают ее на французском языке. LINC предлагает как полный, так и неполный рабочий день, а некоторые центры имеют бесплатный присмотр за детьми во время занятий. Иногда в аннонсировании курса указывается, что он может посещаться всей семьей.

Практика показывает, что легче всего адаптироваться к новым требованиям жизни в Канаде тем иммигрантам, кто прибыл из Индии, Филиппин, Кипра и других  — из стран, где английский язык изучается  практически на уровне государственного языка. Одновременно, большую роль  в обучении играет уровень образования и социальный статус, который имел иммигрант до прибытия на новую родину: чем выше уровень образования и социальный статус, тем легче и быстрее осваивается новый язык и происходит интеграция в социальную среду.

Таким  образом, существует  различные виды программ ESL (английский как второй язык). Они предназначены для людей с разными  квалификациями, целями и уровнями владения английским языком. Занятия в ESL классах для взрослых могут проводиться в течение дня, вечером или в выходные дни в течение круглого года. Они  являются бесплатными для обучающихся, имеющих статус беженца, постоянного жителя Канады или даже гражданина. Некоторые классы принимают студентов в любое время (круглогодично), а другие имеют конкретные даты начала.

Большинство курсов английского как второго языка рассчитаны на совершенствование определенных, в том числе, профессиональных, навыков через    активное слушание, говорение, чтение и письмо. Имеются специализированные курсы по произношению, деловому письму и общению, курсы для бизнеса и компьютеров, подготовки к поступлению в колледжи и университеты, к получению гражданства.

Таким образом в Канаде осуществляется погружение иммигрантов в изучение национально-культурных особенностей страны. Освоение правил речевого и неречевого поведения (традиций и обычаев, этикета, социальных стереотипов, правовых и юридических норм, исторического и культурного наследия и пр.) на специально организованных курсах позволяет “новым канадцам” выстраивать свое поведение в соответствии с требованиями и условиями жизни в Канаде.

 

Cписок литературы:

  1. Сentre for Canadian Language Benchmarks // [Электронный ресурс]. URL: http://www.language.ca/home/
  2. Higt school diploma and continuing education. Goverment of Canada // [Электронный ресурс]. URL: https://www.canada.ca/en/employment-social-development/programs/post-secondary/diploma.html
  3. Toronto District School Boards // [Электронный ресурс]. URL: https://www.ESLtoronto.ca
  4. Toronto Catholic District School Boards // [Электронный ресурс]. URL: https://www.tcdsb.ogr/adulted

 

Об авторе

admin administrator