Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2018
Ляшенко Дарья Игоревна,
студентка 3 курса ИФЖиМКК Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Научный руководитель:
Меликян Вадим Юрьевич,
д. филол. н., профессор кафедры теории языка и русского языка ИФЖиМКК Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ФЕЙКОВ
Феномен фейка в условиях современной коммуникации обеспечивает особые возможности при реализации коммуникативных намерений говорящего – привлечение внимания необходимой аудитории к той или иной проблеме и побуждение, в некоторых случаях даже принуждение к каким-либо действиям, потенциально ожидаемым от реципиентов. В связис этим наиболее эффективной средой для их реализации считается Интернет-среда, обеспечивающая высокую скорость распространения материалов, широкий охват аудитории и мгновенный эффект (эффект «разорвавшейся бомбы»).Наиболее частотным можно считать применение фейка для формирования или трансформации мнения об определенном объекте речи, однако в то же время данный лингвистический феномен может использоваться как средство самопрезентации в профессиональных и личных интересах, что в свою очередь определяет многообразие целей создания фейка.
Языковой материал был отобран методом сплошной выборки, при этом был осуществлен анализ Интернет-страниц печатных, телевизионных и сетевых СМИ разного уровня и формата. В рамках исследования использовалось 45 примеров проявления феномена фейка, на основе которых рассчитывалось процентное соотношение тех или иных видов фейка при составлении их классификации.
При анализе фейка за основу взятоопределение, данноеО.С. Иссерс: «фейк – это «любая подделка, выдаваемая за настоящую вещь» (Иссерс, 2014, 113). Представляется целесообразным определить основныехарактеристики этого феномена, а такжеотграничить его от сходных языковых явлений, таких, как троллинг и манипуляция. В сопоставлении с первым отличие заключается в объеме охватываемой аудитории и эмотивном характере сообщения. Как правило, троллинг адресован конкретному лицу или небольшой группе, имея своей целью агрессивно воздействовать на них и спровоцировать межличностный конфликт при моральном удовлетворении коммуникатора. В то же время фейк, лишь в некоторых случаях имплицитно выражая агрессию, направлен на более значительную по размерам аудиторию, стремясь повлиять на ее поведение или мнение. При разграничении манипуляции и фейка следует говорить о временнόм критерии: манипуляция – долгосрочна, фейк – актуален в среднем от нескольких часов до нескольких суток. Немаловажным является и тот факт, что при манипуляции разница между правдой и вымыслом относительно небольшая (трансформируется лишь малая часть информации), тогда как в фейке ложь первостепенна (Седов, 2011, 213–217).
Таким образом, предложенное выше определение фейка следует дополнить такими его характеристиками, как краткосрочность существования, преимущественное функционирование в Интернет-среде, широкий охват аудитории и воздействие на когнитивнуюи эмоционально-волевую сферу реципиента.
В связи с многообразием проявления фейка в Сети представляется целесообразным предложить классификацию данного феномена по следующим критериям: время появления, предмет речи, сфера функционирования, форма существования, уровень описываемых событий, цель сообщения.
В соответствии с временным критерием следуетвыделить следующие группыфейка: кратковременные фейки (65%) и вневременные фейки (35%).
К кратковременным относятся фейки, возникшие как реакция на крупные события на мировой арене. Как правило, большая часть из них тесно связана с политикой, что непосредственно отражено в использовании номинаций первых лиц государств в названиях статей: «Путин в окружении Трампа и Эрдогана», «Меркель сделала селфи с бельгийским смертником», «Президент Зимбабве отдал приказ об аресте всех спортсменов…», «Нерукопожатная: Меркель унизила Терезу Мэй» и пр. Такие сообщения остаются актуальными в течение небольшого периода времени (около суток), публикуются в крупных СМИ («Комсомольская правда», НТВ, Lenta.ru и т.д.), быстро получают опровержение из официальных источников.
Во вторуюгруппу следует выделить фейки вневременные, описывающие бытовые события и явления, периодически появляющиеся в Сети безотносительно к какому-либо общественно значимому эпизоду.Такие сообщения, как правило, публикуются в средних и мелких СМИ (3600, Reddit, YouTube, Рамблер, Starhit и т.д.) и блогах.Однако эти фейки актуальны лишь в момент первого прочтения, теряясь после за остальной волной информации: «В сети похоронили Сильвестра Сталлоне», «Иван Охлобыстин расстрелян в собственном доме», «Кристина Орбакайте переезжает в Америку», «Поедающего пельмени дома Навального массово расстреляли в Интернете».
Еще одним критерием классификации фейков выступает сфера функционирования, объединяющая поддельные сообщения в большие группы соотносительно с их тематикой: политика (33%), общество (31%), культура (18%), наука и образование (11%), спорт (7%). Предложенное деление в части случаев представляется несколько относительным, т.к. некоторые сообщениязатрагивают актуальнуюв различных сферах проблему.Помимо общей тематики сообщений для определенной группы фейков характерно использование соответствующего пласта лексики (термины, канцеляризмы, разговорные слова, заимствования).Так, например, фейк «Поедающего пельмени дома Навального массово расстреляли в интернете» (https://lenta.ru/news/2017/12/22/navalny/), опубликованный в крупном СМИ, функционирует в сфере политики, т.к. описывает «убийство» радикального политического деятеля, связанного с массой скандалов в данной сфереобщества. В то же время ложное сообщение под заголовком «На Украине голодные люди отбирают хлеб у голубей» (https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201703140921-kyq9.htm) представляет читателям сложившуюся на Украине тяжелую ситуацию с продовольствием, причины которой автор статьи видит в проводимой иностранными государствами политике: «… страну довели до отчаяния, люди голодают и умирают в нищете».
Особый интерес представляют фейки, функционирующие в сфере культуры, которые стараются осветить все столкновения нематериальных ценностей представителей разных государств и народов. Подобные сообщения о декоммунизации Деда Мороза, ликвидациии березы-оккупанта, отмене Масленицы и прочих фантастических предложениях вызывают у читателей лишь искренний смех и недоумение тем фактом, как СМИ решились описывать всё это.
Отдельно следует сказать о сфере спорта, в которой ложными сообщениями пытаются дискредитировать, как правило, события мирового масштаба, такие как Олимпиада 2014 в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 и прочие. Помимо упоминания спортсменов и непосредственно чиновников данной сферы, в новостях дается негативная оценка происходящих событий, обусловленная стремлением ограниченного круга лиц убедить реципиентов в бесполезности, напрасность приложенных усилий и потраченных средств: «ФК «Ростов» откажется от аренды новенькой «Ростов Арены»», «Мы потратили деньги страны на этих крыс, которых называют спортсменам», «Мутко утопил мяч ЧМ-2018 в Байкале».
Классификация фейков в соответствии с предметом речи предполагаетчленение на более мелкие группы, такие как терроризм, Украина, мигранты, международные отношения, религия, война, социальные сети, спорт, смерть, Путин, природа и космос, культура. Рассмотрим несколько крупных групп, представляющих особый интерес в рамках данного исследования.
Первую группу составляют сообщения, предметом речи которых является Украина. Объектами данных сообщений являются преимущественно украинские граждане, тексты носят ярко выраженный дискредитационный характер, о чем свидетельствует использование лексем с отрицательной семантикой: варварство, запретить, отбирают, оккупант, требуют, заставляют, трупы, убивать. Так, например, вызвавшая ажиотаж фейковая новость «На Украине педагоги учат детей убивать снегирей» (http://news-nsk.com/na-ukraine-pedagogi-uchat-detej-ubivat-snegirej.html) свидетельствует о том, что синица – истинно украинская птица, в то время как снегирь – «имперское зло», символ СССР, не имеющий права на существование, и закрепляет призывы к соответствующим действиям: «Если прогнать или например, застрелить снегиря из пневматического оружия, это будет особо символичным жестом в борьбе за победу всего Украинского».
К следующей группе можно отнести широкий пласт фейков, которые представляют собой сообщения о смерти знаменитостей (актеров, певцов, политиков и т.д.) Такие статьи часто используются представителями шоу-бизнеса в целях самопрезентации и привлечения внимания широкой аудитории. Показателем подобных сообщений является наличие в заголовках и текстах статей личных имен знаменитостей: «Андрей Макаревич о своем убийстве», «Поедающего пельмени дома Навального массово расстреляли в Интернете», «Иван Охлобыстин расстрелян в собственном доме под Москвой» и т.д. Такие новости актуальны в течение нескольких часов после своей публикации, т.к. достаточно быстро выходит их опровержение, а для журналистов важно найти сенсацию. Следует отметить, что подобные фейки пишутся в публицистическом стиле, что отчасти напоминает криминальные хроники: «Несколько минут назад стало известно, что знаменитый актер … был расстрелян на территории прилежащей к его особняку в Подмосковье», «Нападавших было, как минимум, двое», «Все не славянской внешности»,«Об этом в интервью информагентству Список Преступлений сообщил источник в органах правопорядка Московской области. Известно также, что шестеро детей и супруга, проживающие в одном особняке с жертвой не пострадали».
На наш взгляд, наиболее интересной является группа, объединяющая новости о культуре, в частности столкновение русской и украинской культуры. Такие сообщения носят дискредитационный характер, а сами высказывания абсурдны с точки зрения истории, сложившихся традиций и обычаев двух представленных стран. Описываемые элементы культуры отрицаются вследствие желания разорвать все отношения с враждебным государством. Так, широкий общественный резонанс вызвали такие статьи, как «На Украине решили запретить Масленицу и декоммунизировать поедание блинов», «Русскую березу объявили на Украине деревом-оккупантом», «Жители Ивано-Франковска требуют декоммунизировать Деда Мороза» и прочие. В данном случае лексемы, обозначающие национальные символы, входят в состав словосочетаний со словами, обозначающими политические явления и процессы. Это, в первую очередь, вызывает у читателей недоумение, а затем создает мощный комический эффект, полностью подрывая доверие к этой новости, а в некоторых случаях и к источнику сообщения в целом.
В рамках описания феномена «фейка» следует упомянуть о тех формах, в которых он может существовать. Анализ Интернет-страниц средств массовой информации показал, что наиболее удобными и эффективными являются два формата – вербальный и поликодовый (креолизованный) тексты. Последний из них лингвист Е.Е. Анисимова предлагает понимать как «сумму семиотических знаков», значение которых «образует сложно интегрированный смысл» (Анисимова, 2003, 13). В подобном тексте, как правило, наравне с вербальными элементами (текст, заголовок) используются и невербальные иконические средства (фотография, рисунок, карикатура и пр.). По отношению к явлению фейка прослеживается следующая тенденция: за последние три года традиционный текстовый формат фейковых новостей достаточно активнозаменяется креолизованным текстом. Это связано с возможностью передачи посредством меньшей формы большего содержания, что значительно экономит время в условиях цифровой информационной эпохи. Такие явления в среде СМИ получили название фото-фейки.
В рамках данного исследования представляется целесообразным привести различия фейков, функционирующих в виде вербального и креолизованного текста. По сравнению с вербальным текстом, в котором помимо заголовка мы находим развернутое словесное описание, в креолизованном тексте основной смысловой элемент новости – непосредственно фотография, в то время как какое-либо текстовое описание часто отсутствует, достаточно лишь заголовка. Несмотря на это, в первом явлении материал может быть проиллюстрирован фотографией, которая, однако ее использование вариативно и не всегда прямо относится к предмету сообщения, а является лишь изображением по схожей тематике, полученным в результате поиска в Сети. Для фейка, представленного в виде креолизованного текста, фотография непосредственно отражает содержание новости и представляет собой оригинальное фото, профессионально обработанное в Photoshop. Следует также отметить тот факт, что фото-фейк, реализуясь в блогах, социальных сетях и мессенджерах, имеет более высокую скорость распространения, нежели «текстовые» фейк, помещаемых преимущественно на Интернет-порталах СМИ.
Так, например, зимой 2015 года в сети быстро распространилась фотография Крещенского купания солдат полка «Азов» недалеко от Мариуполя (https://gmorder.livejournal.com/2008914.html, дата обращения — 03.10.2018). Особое внимание привлекла непосредственно купель, вырубленная в форме фашистской свастики, которая отсылала читателей к гитлеровской идеологии. Так, предполагалось, что последняя стала образцом для агрессивных военных действий украинской армии. Отсутствие какого-либо поясняющего текста предоставило аудитории возможность трактовать ситуацию так, как ей будет удобно, не опираясь на какие-либо истинные факты. В действительности данное изображение до обработки в Photoshop демонстрировало купание 2014 года в г. Тула, где купель имела традиционную форму – крест. Данный фото-фейк был создан с целью воздействовать на мнение широкой аудитории по проблеме, вызвать ненависть к «продолжателям» фашистских традиций.
В соответствии с масштабомописываемых событий целесообразно выделить три группы русскоязычныхфейков: локальные (40%), описывающие происшествия в пределах города, небольшой по масштабу местности, федеральные (26%), охватывающие всю страну, и мировые (33%). Информационные сообщения, входящие в первую группу, как правило, публикуются в небольших изданиях, где необходимость проверки новости не столь обоснована, а аудитория не столь требовательна. Так, в конце сентября 2018 года кубанские блогеры разместили в Сети несколько сообщений о циклоне «Мадина», проходящем через Краснодарский край (https://ren.tv/novosti/2018-09-20/rastirazhirovannaya-smi-novost-o-ciklone-madina-okazalos-feykom-kubanskih). На уровень данного фейка указывает наличие топонимов соответствующего региона и источник сообщения(Краснодар,Кубань,Черное море и пр.): «Сейчас погоду определяет циклон «Мадина», проходящий над Чёрным морем. …«Мадина» на территории Кубани будет господствовать до конца недели».
Фейки федерального уровня используются для описания событий в пределах одной страны, название которой часто фигурирует в заголовке новости. Они предполагают освещение какой-либо насущной общественной проблемы, которая на момент публикации не вышла за рамки одного государства. В качестве примера можно рассматривать сообщение «Минздрав Украины превратит страну в поставщиков органов от трупов», вызвавшее возмущение широких масс (https://www.mk.ru/social/health/2017/09/21/minzdrav-ukrainy-prevratit-stranu-v-postavshhika-organov-ot-trupov.html). В подобных фейках закономерна отсылка к авторитетному лицу, органу власти, крупной организации, которые являются экспертами в описываемом вопросе, однако она оказывается ложной.
Фейкам третьей группы свойственен более широкий масштаб, упоминание в сообщении мировых политических деятелей (президентов, министров, дипломатов), в то время как сами сообщения при их подтверждении могут обернуться межгосударственным конфликтом. Например, новость о том, что Ангела Меркель отказала в рукопожатии премьер-министру Англии Терезе Мэй (https://www.gazeta.ru/business/2018/09/21/11978689.shtml), вызвала негативную общественную реакцию. Значимую роль в восприятии сообщения сыграло использование в тексте статьи большого количества лексем с отрицательной семантикой, которые создали у людей соответствующие негативные коннотации: унизила, оскорбила, провал, отказалась, проигнорировала, недовольство. В сочетании с остротой тематики и практически мгновенной публикацией в Интернете данная новость имела эффект разорвавшейся бомбы, однако в действительности описываемого конфликта не было.
Другим критерием классификации фейков может служить цель сообщения, в соответствии с чем их можно разделить на четыре группы. В первую входят ложные тексты, созданные для привлечения внимания широкой аудитории. Так, например, новость «На Украине педагоги учат детей убивать снегирей» направлена на формирование определенных эмоций у аудитории. Представляя заведомо ложную информацию и обращаясь к острой политической проблеме, коммуникатор стремится вызвать интерес у реципиентов, получить ответную реакцию.
Еще одна цель – самопрезентация, осуществляемая известным лицом политики или шоу-бизнеса для обеспечения успешной профессиональной или творческой деятельности. При этом наиболее действенным является публикация ложного сообщения о чьей-либо смерти, что обеспечивает должное внимание к определенной персоне. В данную группу можно отнести фейки о Навальном, А. Макаревиче, К. Орбакайте, Сильвестре Сталлоне, которые не имеют большой ценности, но действенны в данное время.
Третья группа включает в себя фейки, использующиеся для дискредитации лица, предмета или какого-либо события. Так, весной 2018 года в СМИ массово появились сообщения о том, что В. Мутко утопил официальный мяч Чемпионата мира по футболу 2018, вызвав общественный резонанс. Дискредитации в данном сообщении подвергается не только бывший министр спорта, но и Россия в целом, ее право проводить крупнейшее спортивное мероприятие текущего года, на что указывают лексемы казус, непредусмотренное, извинения, неожиданно и т.д.: «… мяч неожиданно лопнул и остался на дне водоёма», «неожиданный казус произошёл с официальным мячом грядущего чемпионата мира по футболу».
К последней группе целесообразно отнести фейки, имеющие цель изменить общественное мнение посредством обращения к острым социальным, политическим и культурным вопросам. Так, например, фальшивое сообщение ««Регистрация евреев Донецка»: антисемитская фальшивка или литературная мистификация?»(http://www.forumdaily.com/registraciya-evreev-donecka-antisemitskaya-falshivka-ili-literaturnaya-mistifikaciya/), появившееся весной 2014 года, описывало необходимость регистрации евреев в целях обеспечения безопасности. Читатель в данном сообщении может заметить отсылку к политикевремен Великой Отечественной войны, когда данная социальная группа не просто была ущемлена в правах, но и подверглась уничтожению. Семантика лексем, использованных в статье, позволяет нам сравнивать два этих события: «пропагандистский документ», «враждебно настроены», «граждане еврейской национальности», «явиться для регистрации», «будут высланы за пределы республики».
Таким образом, фейк, являясь, в первую очередь, средством воздействия на определенную аудиторию, получает наибольшее распространение в Интернет-среде вследствие ее легкодоступности, масштабности и высокой скорости распространения информации. Многообразие вариантов реализации представленного лингвистического феномена позволяет составить развернутую классификацию его видов в соответствии с различными критериями (время появления, предмет речи, сфера функционирования, форма существования, уровень описываемых событий, цель сообщения). Как правило, каждый признак тесно связан с другим, что определяет их тесное сосуществование и позволяет говорить о наличии предопределенности прочих критериев целью сообщения.
Список литературы
Об авторе