Лингвисты о приемах манипуляции в фильме «Невинность мусульман»

Byadmin

Лингвисты о приемах манипуляции в фильме «Невинность мусульман»

Материалы сайта:
http://www.maek-center.ru/news/89-lingvisty-o-priemakh-manipulyatsii-v-filme-nevinnost-musulman.html

Опубликовано 16.10.2012 23:09

1 октября Интернет-сообщество вздохнуло с облегчением. Тверской суд Москвы постановил: Youtube не закрывать, но трейлер фильма «Невинность мусульман», признанный экстремистским, удалить незамедлительно. Этот фильм действительно наделал много шума. В Википедии уже даже создана отдельная статья: «Невинность мусульман» или «Невиновность мусульман» (англ. Innocenceof Muslims) — антиисламское видео, снятое в США. Видео рассказывает о жизни пророка Мухаммеда в оскорбительной форме, изображая его гомосексуалом и «полным идиотом» (www.wikipedia.org)». Все, кто смотрел трейлер, признают его экстремистское содержание. Но авторы фильма не только оскорбляют Ислам, но и пытаются воздействовать на зрителей.

Мы провели исследование, с помощью которого попытались ответить на следующие вопросы: «Используются ли в трейлере манипулятивные тактики? И, самое главное, как они воздействуют на зрителя?». Попытаемся кратко описать некоторые из них.


Мозаика: составляй как угодно. Трейлер – небольшой видеоролик, используемый для анонсирования или рекламы фильма или компьютерной/видео игры. Обычно трейлер состоит из определенного набора кадров, отрывков из фильма или игры (www.academic.ru). Исходя из особенностей данной формы предоставления информации (анонсирования фильмов), в этом случае использована тактика мозаичного предоставления информации. Такой прием обычно используется, чтобы не допустить демонстрации несостоятельности той или иной установки и ее доказательств через критику, критическое осмысление реципиентом. В данном случае манипулятивная тактика мозаичного предоставления информации проявляется в порядке следования сцен из кинофильма. Самым ярким примером здесь может являться сцена, в которой группа мусульман, размахивая мечами, кричит в камеру следующий текст: «Muhammadis our messenger. And Koran is our constitution. (Мухаммед – наш посланник (пророк).Коран – наша конституция)».А следом идет уже другая сцена, включающая только одну единственную фразу: «They don’t understand. (Они не понимают)». Таким образом, у просматривающего данный видеоряд складывается впечатление, что люди, придерживающиеся Ислама, не понимают, что творят. Имплицитно реципиенту (зрителю) навязывается мнение, что ислам и все, что с этим связано (Коран, пророк Мухаммед), — неправильная религия, не следует ее придерживаться и необходимо просто держаться подальше.

«Самые плохие на свете». Одним из самых распространенных приемов манипуляции является тактика негативизации. Данный прием использует демонстрацию отрицательных качеств (сторон) предмета манипуляции как процесс придания предмету манипуляции недостойного отрицательного имиджа «с которым лучше не связываться» и «не ассоциироваться». Манипулятор обычно использует негативизацию как разрушение, гипертрофированно «раздувая» имеющиеся отрицательные качества, чтобы они полностью «перекрывали» положительные. В каждой сцене трейлера можно наблюдать подобные примеры: явные и не прикрытые. Вот несколько примеров:

1) авторы прямо обвиняют мусульман в крайнем неприятии других религий (в частности христианства). Буквально первая минута трейлера: мусульманское восстание сжигает дом, в котором живут христиане:«Sett his place on fire. We will burn out these Christians. (Подожгите этот дом.Мы сожжем этих христиан.)». Ну а дальше еще больше. Доктор, один из персонажей, говорит своей напуганной семье (1:32): «Islamic Egyptian policearrested 14 hundred Christians, tortured them and forcedt hem to confess the killings (Исламская Египетская полиция арестовала 1400 христиан, пытала их и заставила признаться в убийствах.)»;

2) пятая минута: персонажи прямо говорят, что Коран был фальсификацией и калькой с других священных текстов: «I’ll help you, Hadija. I will make a book for him. It will be a mix between some verses from Torah and verses from New Testament and mix them with the false verses. (Я помогу тебе, Хадижа. Я сделаю книгу для него. Книга эта будет смесью из виршей Торы, стихов Нового Завета. И я разбавлю это ложными виршами)». Особое внимание принимает слово «ложный» — 1) содержащий ложь, ошибочный, неправильный; 2) мнимый, намеренно выдаваемый за истинное;3) вызванный ошибочными представлениями о нравственности, предрассудками (www.academic.ru). Таким образом, получается, что прилагательное «ложный» определяющее для Корана и главное для его содержания;

3)  в трейлере используется огромное количество слов с негативной окраской! Ну вот например, to kill – убивать, лишать жизни; to loot – грабить, мародерствовать; to capture – брать в плен, пленить; to sellas slaves – продавать в рабство (www.multitran.ru).

4) бесчисленны намеки на педофилию, гомосексуализм Мухаммеда и его последователей:«What about the children, bastard? You know some of us like the children (А что насчет детей? Ты же знаешь, некоторое из нас любят (предпочитают) детей)». Или: «Is your Muhammad a childmolester? Our daughter is a child and he’s 55 (Твой Мухаммед растлитель? Наша дочь дитя, а ему 55)». Обратите внимание: «A childmolester» — лицо, покушающееся на растление (малолетнего) – по онлайн словарю www.multitran.ru.

Причем отметим, что приемы негативизации  строятся в трейлере по принципу градации: от меньшего к большему. Заметьте, концу обвинений становятся все больше и больше! Авторы не скрывают своего отношения: прямо называют Коран фальсификацией, пророка Мухаммеда и его последователей – убийцами, ворами, извращенцами.

Невербальное воздействие. Воздействовать на зрителя можно также с помощью так называемых паралингвистических средств – это невербальные средства передачи смыслов или дополняющих эти смыслы.

В ходе исследования мы особо обратили внимание на следующую часть диалога (и звуковое сопровождение). Эта часть трейлера рассказывала об обстоятельствах рождения пророка:

— What shall I call him? To whome I should tribute him? (- И как я его назову? Кого мне назвать его матерью? (Чьего он племени?).

— His name is Muhammad. We can call him The-father-unknown. (- Его зовут Мухаммед. И мы можем звать его Дитя-неизвестного отца (Отцом Неизвестным).)

В течение всего диалога двух мужчин, не было никакого звукового сопровождения на заднем плане. Однако во время ответа одного из персонажей: «His name is Muhammad (Его зовут Мухаммед)», — реципиент на заднем плане отчетливо может услышать звук выстрела. Таким образом, манипуляторы на чувственно-эмоциональном плане пытаются закрепить следующую ассоциацию: «Мухаммед – взрыв – негативная оценка».

Качество фильма, конечно, оставляет желать лучшего: отчетливо слышны изменения в звуковой дорожке. Вначале кажется, что это просто «недоделка» из-за малого финансирования. Но послушайте внимательно: изменения звука происходят во время определенных фраз, определенного содержания. Например:

1)«Islamic Egyptian policearrested 14 hundred Christians, tortured them and forced them to confess the killings (Исламская Египетская полиция арестовала 1400 христиан, пытала их и заставила признаться в убийствах);

2) «You have not heard what God said in Koran? The master may desire whom he wants. And shall be given whom hewants. (Ты не слышала, что Бог сказал в Коране? Хозяин может желать кого ему угодно. И получать то, что желает.)»;

3) «You must say God and Muhammad his messenger. (Ты должен говорить Бог и посланник его Мухаммед). Здесь, исходя из контекста, можно сделать вывод, что Мухаммед ставит себя вровень с Богом, ничуть не уступает ему;

4) And all my young life I havenot seensuch a murderessthugasMuhammad (И за всю мою молодость я не встречала столь кровавого бандита как Мухаммед).

Случайно ли это? Думаю, нет. Подобное изменение звука заметно выделяет из общего контекста представленные фразы. И кто может оспорить, что это не манипуляция сознанием посредствам вторжения в подсознание человека?

Исследование провела младший сотрудник

Ассоциации лингвистов-экспертов Юга России,

магистрант кафедры русского языка и теории языка ЮФУ

Александра Гурова

 

Об авторе

admin administrator

Comments Are Closed!!!